2. Как люди гуманитарных профессий обретают здравомыслие?

            Ведь объект их познания (человек, семья, коллектив, общество, цивилизация) не является объектом уже по самому определению этого понятия. Объект - это нечто существующее независимо от нас, от нашего мнения.

            Но тогда получается парадокс: историк (субъект) изучает историческую жизнь общества (жизнь субъектов), чтобы познать независимые ни от историка, ни от общества объективные (!) законы истории. Объективная составляющая исторического процесса не может исходить изнутри общества. Стало быть, историку не дано познать логику исторических событий. Независимая от людей программа их исторической жизни  должна исходить от саморазвивающейся Вселенной и иметь свой способ самореализации.

            Когда мы стремимся познать самих себя, то,  прежде всего, нам надо уточнить:  в качестве «объекта» или «субъекта» мы выступаем в своей земной жизни? Или в качестве объекта и субъекта одновременно?

Человек материален по своей плоти. Мы состоим из обычных атомов и молекул. В нашем организме протекают естественные химические, биологические процессы. В этой своей материальной ипостаси человек всегда был и будет «корпускулой»,  всего лишь одним из многих объектов Мироздания. А мы знаем, что все материальные тела ведут себя законопослушно по отношению к силам природы. Падающее с дерева яблоко потому и навело Ньютона на мысль о законе Всемирного тяготения (Так гласит легенда!), что своим движением от ветки до земли плод демонстрировал послушание причинно-следственным связям, которыми охвачена Вселенная. Подобное поведение характерно для человека разве что в утробе матери, но потом…

Поступки человека находятся под программирующим воздействием не одного, а  двух миров. Один мир существует материально (М1), а другой находится в голове субъекта  в виде виртуальной реальности. Внутренний мир человека обладает необычными для объекта свойствами: там есть чувства, мысли, воля, жизненные цели. Это наш одухотворенный мир!

Когда философы попытались осмыслить природу человека и общества, то какая-то неведомая сила принудила их прибегнуть к помощи полярных категорий таких как: «чувственное и логическое», «объективное и субъективное», «закономерное и случайное», «свобода и необходимость», «добро и зло», «истина и заблуждение» и т.д. В самом общем виде все это многообразие противоречивых категорий философы свели к проблеме дуализма «духа и материи». Это в теории!  В реальной жизни наличие таких противоречий, которые нам не удается своевременно разрешить, мы ощущаем «на собственной шкуре». Люди пытаются избавиться от кризисных явлений в обществе политическими средствами, но ничего хорошего из этого не получается. Два мира (М1 и М2) программируют судьбу человека и общества. Беспрерывно в этих программах возникают противоречия, которые проявляются на страницах истории в виде кризисных явлений. По причине дуалистической природы нашего бытия судьбы людские не поддаются однозначному толкованию и прогнозированию.

 Философы всегда мечтали иметь в своем распоряжении гуманитарную науку, точную и надежную, как и все естественные дисциплины. Они даже название для нее придумали – «социальная физика». Однако все, кто когда-либо пытался  создать «социальную физику», сталкивались с проблемой очень похожей на ту, что в свое время возникла перед естествоиспытателями, при их попытке понять: каким способом существует свет. Этот эпизод в развитии естественных наук многократно описан в  научно-популярной литературе и, тем не менее, имеет смысл напомнить суть дела.

Физиков когда-то удивил тот факт, что световой поток ведет себя абсурдно (с  точки зрения человека), проявляя одновременно  свойства корпускулы (частицы) и свойства волны. Но ведь движение частицы в пространстве принципиально отличается от способа распространения волн. Как же это принципиально разное способно уживаться в одном объекте? Когда стало известно, что так же странно ведут себя и другие микрообъекты, то возник кризис в представлении человека об устройстве Мироздания.

То, что для естествоиспытателей казалось полным абсурдом, матушка-природа каким-то, только ей известным путем, решала задачу совмещения в одном объекте, казалось бы, несовместимых свойств, - волны и частицы. Ученым ничего иного и не оставалось, как с помощью хитроумных экспериментов выведать эту тайну у самой природы, что и привело к рождению новой науки – квантовой физики.

Естествоиспытатели и по сей день не пришли бы к познанию квантовых законов, если бы они упорно продолжали утверждать: свойства корпускулы и волны в одном объекте несовместимы.

Мы так никогда и не придем к познанию объективных законов истории, если будем утверждать: природа и общество - это два разных мира.  Нам только кажется, что природа  развивается по естественным законам, а историческая жизнь людей – по законам, которые рождаются под напором общественного мнения. Наиболее перспективный путь в познании самих себя состоит в том, чтобы рассматривать М1 (мир природы) и М2 (мир людей), как единый мир с дуалистическими свойствами. М1 задает свою программу эволюции человека и человечества, - это и есть объективный фактор истории!  Но в мире М2 имеет место человеческий фактор. Каждый человек испытывает на себе программирующее воздействие природного и социального факторов, что и порождает противоречивость нашего мышления и непредсказуемость поведения.

Философы лишь обозначили проблему дуализма «духа и материи», но не нашли ей удовлетворительного объяснения. То, что гениальным мыслителям казалось чудом, матушка-природа находила какой-то свой путь и для совмещения в человеческой оболочке материальности и духовности, и для естественного разрешения противоречий между этими двумя субстанциями. Окажись свойства материальности и духовности несовместимыми, нас не существовало бы.

Если бы философы попытались выяснить, каким  образом сама природа разрешает проблему дуализма «духа и материи», то в нашем распоряжении уже была бы «социальная физика» - гуманитарная наука с объективным содержанием, что позволило бы людям предвидеть грядущее.

Случись такое научное прозрение на рубеже Х1Х-ХХ веков, у Володи Ульянова не было бы ни единого шанса стать Лениным, у Иосифа Джугашвили – Сталиным, да и Адольф Шикльгрубер не превратился бы в Гитлера. Ведь, если у природы есть идеальный сценарий исторического развития человека и человечества, то все иные варианты, которые предлагают идеологи, - утопия. Политическое и религиозное волеизъявление - это самое губительное из всех заблуждений земной цивилизации. Наше волеизъявление не позволяет матушке природе разрешать дуалистические противоречия в отношениях М1 и М2  по своей формуле. Желание идеологизированных субъектов запрограммировать ход истории - это основная причина того, что гуманитарные науки нельзя отнести к точным наукам.

Говорят у истории нет сослагательного наклонения.

А откуда ему взяться?!

Предвидению поддаются только объективные причинно-следственные связи. Чтобы использовать сослагательное наклонение при описании исторических событий, нам надо познать объективно-гуманитарные законы.

Так как же  гуманитарии приходят к здравым мыслям?

А никак!

Ведь эра гуманитарного прогресса еще не наступила!

Сфера социально-исторической жизни (на наших рисунках – это М2) очень чувствительна к тому, в каких отношениях находятся люди с миром, пребывающим за порогом нашего понимания (М1).  Законы движения земных и небесных тел существуют независимо от того, понимаем ли мы эти законы или нет. Но стоит только нам предположить, что и сегодня законы механики нам непонятны, и мы тут же будем вынуждены признать… Земная цивилизация выглядела бы в начале третьего тысячелетия так, какой она была еще при жизни Ньютона, или даже раньше. Никакими политическими, теологическими ухищрениями невозможно было бы придти к научно-техническому прогрессу.

Стоит только нам предположить, что у природы есть своя программа для нашего исторического вызревания, есть свой способ ее самореализации, а мы ничего об этом не знаем, то…  Никакими политическими, религиозными ухищрениями невозможно приблизить эру научно-гуманитарного прогресса.

          Благополучный ход истории совершенно не зависит от общественного мнения. Правильное общественное мнение формируется универсальными гносеологическими свойствами Вселенной. Такое мнение ни за какие деньги купить невозможно. А там, где общественное мнение формируется с помощью денег или кумиров, происходят террористические акты, локальные и мировые войны. Там говорят о коррупции, о политических, экономических кризисах, о социальных противоречиях…

Иллюзии здравомыслия тормозят развитие разумной жизни, что  сопровождается нарастанием негативных явлений в сфере социальной. Истины ускоряют ход истории и нормализуют отношения людей друг с другом. «Истина» и «заблуждение» - это основные понятия теории познания (гносеологии). Следовательно: мы просто обязаны рассматривать историческую жизнь любого общества с гносеологической точки зрения. Всякая другая точка зрения, политическая или теологическая, уводит нас от понимания сути происходящего. Иллюзии здравомыслия неизбежно приводят к аномальному развитию внутреннего мира человека, что в свою очередь становится первопричиной ненормальных отношений людей в обществе. Над этими ненормальными отношениями ломают голову политики, философы, историки, социологи, психологи и т.д. У нас, смертных, нет иной возможности нормализовать свои человеческие отношения до тех пор, пока ненормальными остаются наши отношения с миром М1. Получается так, что все наши земные проблемы,  естественнонаучные и гуманитарные, уходят своими корнями в наши отношения с матушкой-природой. 

            Люди ощущают зависимость своей судьбы от какой-то таинственной Силы, но не способны объяснить происхождение этой зависимости только потому, что сила, творящая жизнь разумную, приходит  в мир людей всегда из мира находящегося за порогом нашего понимания (из М1). Но ведь именно так и должно происходить таинство вызревания гомо сапиенса в утробе Вселенной.

 

                                    26                             28                     Содержание второй главы.

 

Hosted by uCoz