Октябрь 2011г.
ЕСТЬ НЕЧТО БОЛЕЕ ЦЕННОЕ, ЧЕМ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ.
Говорят, Б.Ельцин просил Российскую Академию наук придумать "Большую национальную идею", которая положила бы конец гражданской конфронтации в обществе. Этот политический заказ главы государства ученые выполнить не смогли только потому, что Борис Николаевич неправильно сформулировал условие задачи.
Национальная идея выживания - это такая же глупая и опасная политическая затея, как если бы мы вдруг стали настаивать, что нам нужна российская трактовка законов земной и небесной механики, ибо эти законы, когда-то сформулированные Ньютоном, пригодны только для англоязычных народов. Надо полагать, историческое вызревание всех народов происходит по единым законам, независимым ни от человека, ни от человечества.
Что оказывает на судьбы людей самое сильное влияние?
В разное время, разные люди по-разному отвечали на этот вопрос...
Десять смертных грехов!
Деньги!
Любовь!
Мнение сильных мира сего!
Общественное мнение!
Информация!
Была и такая догадка...
Существуют некие законы, которые от нас не зависят, а судьбы людей и ход истории очень даже зависят от этих законов.
Законы такого рода мы вправе называть ОБЪЕКТИВНО-ГУМАНИТАРНЫМИ.
Странно звучит словосочетание "ОБЪЕКТИВНО-ГУМАНИТАРНЫЕ", не правда ли?
Мы привыкли к тому, что ОБЪЕКТИВНЫЕ законы, - это те, по которым живет матушка-природа.
ГУМАНИТАРНЫЕ законы вырабатываются человечеством в течение тысячелетий.
"Объективно-гуманитарные" - это, что за смесь такая в одном флаконе?
К какой области научного знания нам следует отнести эту смесь?
К естественным наукам, или гуманитарным?
Многие из нас думают: о каких ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНАХ ИСТОРИИ может идти речь, если само понятие «объективное» означает, как существующее независимо от нас. А разве ход истории от людей не зависит?
Как человеку постичь разумом, что есть еще одна судьбоносная для всех людей Программа земной жизни?
Если её специально никто не разрабатывал, то в каком виде она существует, коль уж о ней зашла речь?
Должна же она как-то самореализовываться?
И может ли такое быть, чтобы некая естественная или сверхъестественная Сила навязывала бы свою логику происходящим историческим событиям, а мы, непосредственные участники этих событий, не осознавали бы самого факта такого Программирования?
Мы превратились бы в роботов, когда б наши мысли и поступки были запрограммированы некими от нас независимыми законами.
Если мы закодированы в своем историческом развитии, то стоит ли нам изводить себя вопросами: кто виноват в происходящем и, что делать?
А, если свободны в своём волеизъявлении, то действие ОБЪЕКТИВНЫХ законов на гомо сапиенсов не распространяется. Люди делают историю сами.
И за каждым человеком тянется шлейф из десяти смертных грехов. Каждый сходит с ума от любви и ненависти. Каждый мечтает о больших деньгах и громкой славе. Каждый вынужден считаться с мнением сильных мира сего и с общественным мнением. У каждого есть возможность подвергать сомнению любую информацию и глумиться над истиной.
И, всё же...
Ошибку Б. Ельцина мог бы исправить В. Путин, если бы он предложил РАН найти ответы на три мировоззренческих вопроса:
1. Существуют ли объективно-гуманитарные законы?
Если ответ утвердительный, то...
2. Где, когда и каким образом объективно-гуманитарные законы проявляют абсолютную силу и власть над людьми, превращая власть государства над человеком во второстепенную силу?
3. В каких отношениях находятся сегодня юридические законы, наши нравственные ориентиры, мировоззренческие представления с природной формулой эволюции разумной жизни?
В ХУ!! столетии для такой науки философы и название придумали -"Социальная физика". В этом названии есть догадка: не только жизнь природы, но и жизнь людей подвержена закономерному развитию. "Социальная физика" замышлялась как наука гуманитарная, с объективным содержанием. Но ведь в исторической жизни людей слишком много субъективного. Как же эти два судьбоносных фактора (ОБЪЕКТИВНОЕ и СУБЪЕКТИВНОЕ) увязать вместе?
Ответ на этот вопрос нам даст новая мировоззренческая наука в которой не будет граней между естественными и гуманитарными областями знаний. И тогда нам откроется единая картина мироздания, в которой внутренний мир человека и окружающий нас внешний мир взаимодействуя по особой гносеологической формуле, гармонично сосуществуют и развиваются, как одно целое.
Маркс утверждал: объективные законы истории самореализуются в сфере экономики, в сфере товарно-денежного обращения. Это ложное утверждение.
Объективные законы истории имеют не рыночный, а гносеологический способ самореализации.
Что значит "гносеологический"?
Природа живёт по своим законам, а когда эти же самые законы оказывают программирующее воздействие на процесс мыслеобразования в голове любого человека (в том числе: Коперника, Галилея, Ньютона, Менделя, Максвелла, Бора, Эйнштейна...), то ОБЪЕКТИВНЫЕ законы природы превращаются в ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ законы, под воздействием которых жизнь разумная вызревает в утробе Вселенной. Таково происхождение ОБЪЕКТИВНО-ГУМАНИТАРНЫХ законов.
Человек может заблудиться в лесу. Такое несчастье происходит довольно быстро именно с теми, кто плохо представляет мир, в котором он находится.
Чтобы не сгинуть в лесных дебрях, надо иметь хотя бы представление о четырех сторонах света: где север, где юг...
И тогда, сама матушка-природа будет подсказывать человеку путь к спасению.
Заблудиться можно не только в лесу, но и в собственных мыслях.
Такое несчастье происходит не так уж и редко с некоторыми народами.
Оказаться на ложной исторической стезе так же легко, как в лесу потерять ориентировку.
Чтобы в этой ситуации выйти на путь праведный и выжить, необходимо соответствующее мировоззрение. Оно должно помочь нам наладить правильные отношения нашего внутреннего мира с внешним миром. И тогда сам Творец (Каким бы мы его ни представляли - Богом, или матушкой-природой?!) станет нам другом и помощником во всякой нашей беде.
Сегодня нам нужна не очередная национальная идея, для раскручивания политического лохотрона, а научное понимание того, что с нами происходит.
Мировоззренческая антикризисная концепция представляет большую ценность нежели любая национальная идея, или любая политическая антикризисная программа. Когда политики пишут свой сценарий исторической жизни общества, они понятия не имеют о другом сценарии, автором которого никто из смертных быть не может. Но именно этот гносеологический сценарий вызревания разумной жизни в утробе Вселенной гарантирует нам здравомыслие, благополучную судьбу.
Политические игры в виртуальную историческую жизнь надо закачивать.