Кто надоумил наших диких предков заговорить словами?

 

Здесь и сейчас будет предпринята попытка объяснить тайну возникновения словесного общения в мире людей.

Речь пойдёт о том, как наш далёкий предок превратился из животного в гомо сапиенса.
Казалось бы, в словах нет никакой особой тайны.
Они так просто устроены, что и философствовать тут не о чем.

Слова мы используем в устном и письменном виде.
Устная речь более древняя по отношению к печатному слову.
По этой причине каждое новое поколение людей начинает разговаривать, а затем осваивает алфавит, учится читать и писать.
Было время, когда земная цивилизация не знала письменности, а общение людей было только с использованием устной речи.
Надо полагать, было и такое время, когда у наших далёких предков  и словесного общения не было. Они выражали своё отношение к происходящему эмоциональными реакциями: визгом, рычанием, мычанием, шипением...
Кто же надоумил их заговорить словами?
Или это дар от Бога?
Но тогда, почему человеческое дитё не рождается говорящим?

Словарный багаж появляется у ребёнка после рождения и только с помощью взрослых.

Откуда  и почему  у наших далёких предков появилось первое СЛОВО, второе, третье и т.д.?

Им кто помог?!
Тот, кто ввёл в обиход первое слово, был первым на нашей планете гомо сапиенсом.
Ему бы памятник поставить.
Увы!
В звериной среде такого гения  быть не могло?

Чтобы разгадать тайну появления словесной речи в мире людей, необходимо иметь представление, каким способом мысль существует?

И, какова роль слова в мыслительном процессе, зачем нам нужны слова?

Кратко напомню, о чём у нас шла речь ранее.

 

В нашем распоряжении имеется универсальная гносеологическая формула  процесса мыслеобразования..

N → (ППМ - МТ - ЛПМ) ← S

В сотворении мыслей принимают участие два внешних фактора (N - природа) и   ( S - социум), и три отдела нашего мозга (ППМ - МТ - ЛПМ).

Мозг человека мыслит, пока  два полушария коры головного мозга (правое и левое) взаимодействуют с помощью мозолистого тела (МТ), оперируя тремя мыслеобразующими элементами 

(ОБРАЗ - АССОЦИАЦИЯ - СЛОВО)

N → (О - А - С) ← S

Мысль существует только в виде триединства (О + А + С).

Мысль живёт ровно столько, сколько длится ассоциативная связь (А) в отношениях двух полушарий мозга, ППМ и ЛПМ.

Стоит только ассоциативной связи (А) прерваться, человек перестаёт мыслить, но не перестаём воспринимать окружающий мир чувственно, как животное.

 

Нам уже известно происхождение каждого мыслеобразующего элемента. 
Природа, используя наши сенсорные органы, сама создаёт в нашем ППМ  чувственно-образные представления (О) о своём существовании.

Социум воздействует словом (С) на ЛПМ, а потому это полушарие мозга называют речевым.

МЫСЛЬ  не может существовать только благодаря слову или только благодаря нашему чувственному мировосприятию.

СЛОВО, хотя и очень важный элемент мысли, но не самодостаточный, чтобы человек мог мыслить только словами.

Представьте: вы слышите речь иноземца и не понимаете, о чём он говорит.

А рядом стоит человек и всё понимает.

Почему такое разное восприятие слов, ведь, оба слышат одно и то же?

У слов нет смысла, когда ППМ человека не откликается на услышанные слова созданием чувственных образов (О).

(ППМ - МТ СЛОВА) ← ИНОЗЕМЕЦ

Слова без смысла воспринимаются нами просто, как некие ЗВУКИ искусственного происхождения.

МЫСЛЬ не может существовать только благодаря словам, ибо нужны ещё и чувственные образы.

Полезной (объективной) информацией обладает не СЛОВО, а другой мыслеобразующий элемент - ОБРАЗ.

 

Слова не переносят на себе полезную информацию, ибо у них иное предназначение: используя канал ассоциативной связи (А) слово (С) активизирует чувственный образ (О), находящийся до востребования в нашем подсознании (в ППМ).

(ОБРАЗ ← А СЛОВА) ← ОРАТОР

Получается так, что СЛОВО обитает в ЛПМ, а смысл слова находится в другом полушарии мозга, - в правом.

СЛОВО мы используем, как КОД доступа к одухотворённому файлу (ОБРАЗУ).

(ОБРАЗ ← А СЛОВЕСНЫЙ КОД) ← ОРАТОР

Но ведь КОД  не обязательно должен быть словесным.

Активизировать в ППМ чувственный ОБРАЗ можно многими другими способами, например, с помощью языка жестов, как это делают глухонемые.

(Образы ← Ассоциация  ← жесты )← глухонемой

 

Язык жестов - это невербальный (не словесный) способ коммуникации.  Глухие и слабослышащие люди общаются с помощью комбинаций жестов рук, с сочетанием мимики лица, выражения глаз, движения губ, позы тела.

Можно наблюдать процесс общения людей с помощью языка жестов и не понимать, что они обсуждают.

Причина непонимания всегда одна: отсутствие  ассоциативной связи (А) в отношениях двух полушарий нашего мозга.

По способу существования язык слов и язык жестов различны, а по своему предназначению они  выполняют одну и ту же функцию в мыслительном процессе. Мы имеем дело с  двумя разными КОДАМИ доступа к полезной информации, которой обладает чувственный ОБРАЗ, находящийся в ППМ.

 

Для активизации чувственных образов в ППМ не обязательно использовать СЛОВА, или ЖЕСТЫ, но можно прибегнуть к помощи цветового кода

Примером тому является работа уличного светофора на перекрёстке улиц.

(Образ действийАссоциация  ← Красный свет) ← светофор

Бездушный светофор принимает участие в сотворении одинаковых мыслей у водителей и пешеходов.

Кто-то (например, ребёнок) видит переключение огней светофора, но не понимает значение сигналов только потому, что у него ещё не образовалась ассоциативная связь у двух полушарий мозга.

Процесс мышления держится на ассоциативных связях (А).

Нет ассоциативной связи, нет и понимания увиденного или  услышанного...

 

Спровоцировать ассоциативное мышление может любой раздражитель сенсорных органов, например, запах.

Женщина возвращается с работы домой и с порога чувствует запах сигаретного дыма. В семье нет курящих.

Семья - это мама и дочь-подросток. На вопрос мамы: "У нас кто-то был?", дочь отвечает: "Никого!".

«И какие сигареты ты куришь?" - спрашивает мать.

Если бы девочка успела проветрить квартиру до прихода мамы, то запах сигаретного дыма не выдал бы ее секрета.
Запах - явление объективное, вроде бы, не имеющее отношения к таинству мыслеобразования.
Но может ли жена проигнорировать тонкий аромат незнакомых духов, исходящий от одежды мужа?
А если она обнаружит на любимом след чужой губной помады?

В таких случаях все женщины мира, не сговариваясь, мыслят одинаково.

 

Существует множество способов спровоцировать процесс ассоциативного мышления; словесный способ - это всего лишь один из многих.

По способу существования СЛОВО - это некое сочетание звуков искусственного происхождения.

Природа полна звуков естественных, способных взять на себя функцию СЛОВ.

Обратив внимание на участие естественных голосов природы в сотворении мыслей, мы сможем понять: наш дикий предок обрёл дар мышления раньше, чем в мире людей появилось словесное общение.

 

МЫСЛЯТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ?

Невозможно объяснить только врождёнными инстинктами весьма разумное, целенаправленное поведение братьев наших меньших.
Многие млекопитающие весьма успешно обучают своих детёнышей выживанию, приёмам добывания пищи и осторожности.
Дикие животные, попавшие в раннем возрасте в неволю к человеку, уже не способны выжить в естественной среде обитания, ибо они не прошли школу обучения у сородичей.  У высокоразвитых млекопитающих  (у обезьян, дельфинов, китов, слонов...) есть признаки, указывающие на наличие у них процесса мышления с использованием не только естественных, но и искусственных звуков.

 

Считается, что животные - твари бессловесные.

Нет ничего страшного в том, что животные не используют СЛОВА.

СЛОВА - это людьми выработанный  код доступа к одухотворённому файлу (носителю информации), затаившемуся где-то в долговременной памяти мозга человека.

Получить доступ к чувственному образу можно и без слов, используя другие способы.

Сальные, потовые железы, моча позволяют животному оставлять метки, по которым другие животные узнают, что территория уже занята и кем именно.

Здесь способ передачи информации химический.

Стало быть, наше мышление отличается от мышления животных тем, что у нас используется иной, чем у братьев наших меньших, код доступа к одухотворённым файлам (О).

Пчёлы используют фигуры замысловатого танца.

Но ведь и жестовый язык глухонемых кому-то из нас так же непонятен, как танец пчелы.

 

Природа полна звуков естественного происхождения, способных взять на себя функцию СЛОВ.

Внешний мир богат звуками: журчанием ручейка, шелестом листьев, раскатами грома, шумом прибоя, рычанием зверя, визгом жертвы, щебетом птиц и т.д.  Живые существа не просто слышат отовсюду разные голоса, но и понимают этот язык природы. Для животных естественные голоса природы - это то же самое, что для нас звучащие слова. Травоядное млекопитающее, услышав поблизости рычание хищника, без труда определит, кто рычит. И все стадо так же отреагирует на этот звук. У бессловесной твари, благодаря ассоциативному способу мышления, приходит понимание происходящего.
(образ хищника  ← ассоциативная связь ← характерное рычание)← естественный  звук.

В голове  особи возникает то самое триединство, благодаря которому мысль существует, с той лишь разницей, что место СЛОВА  в этом триединстве занимает некий естественный ЗВУК.

← А ← блеяние ) ← голоса природы

Появление в мозгу человека и животного трёх мыслеобразующих элементов происходит при непосредственном участии матушки-природы.

Наши дикие предки обладали даром бессловесного мышления, но они об этом не догадывались, ибо ассоциативное мышление - процесс спонтанный, протекающий независимой от того, у кого в голове мысль появлялась. 

 

В природе есть события повторяющиеся многократно.
Цикличные события запечатлеваются в чувственно-образных представлениях особи и запоминаются.
Запоминание происходит с помощью ассоциативных связей, которые увязывают чувственные образы в единую логическую цепь.
Любое звено в этой цепи может быть активизировано самой природой и тогда ассоциативные связи оживляют ОБРАЗЫ лавинообразно, по всей цепи.

Как только природа в очередной раз начинает демонстрацию какого-то своего цикличного явления, мозг животного откликается на это цепной реакцией воспоминаний, которые опережают само природное действие. У неразумного существа появляется опережающее отражение.
Вспышка молнии вызывает у особи ожидание раската грома и начала дождя. Как правило, эти ожидания сбываются.
Опережающее отражение - это спонтанное (не преднамеренное) оживление ассоциативных связей (активизация памяти). Так даёт о себе знать неосознанное проявление жизненного опыта.
Реально происходящее событие, соотнесенное с жизненным опытом (с опережающим отражением), дает удивительный результат: у животного появляется возможность предвидеть грядущее, что помогает особи реагировать на происходящее упреждающими, целесообразными действиями. Особь, сама того не осознавая, имеет дело с информацией относящейся к настоящему, прошлому и будущему времени.
Интуитивное ожидание чего-то не всегда сбывается.
Когда в реальном мире происходит что-то такое, что не соответствует опережающему отражению, то упреждающие действия оказываются бесполезной тратой сил и времени, что пагубно сказывается на особи, ибо у неё возникают проблемы с удовлетворением биологических потребностей и жизнь становится мучительной. Изменить знак эмоций с "-" на "+" , можно: опережающее отражение должно оправдывать себя, т.е. соответствовать реальному событию.  В этом спасение. Не все выдерживают такой экзамен, иные особи погибают. Стало быть, существует не только генетический, но и гносеологический отбор живых организмов. Благодаря этому отбору наш дикий предок, превратился в гомо сапиенса, который пытается выживать за счёт опережающего мышления.

 

Если принять во внимание, что естественные голоса природы участвуют в процессе мыслеобразования, как если бы это были слова, то сразу становится ясно, кто надоумил наших диких предков заговорить словами?

Не было такого субъекта, который придумал первое слово.

В основание разумной жизни природа заложила самою себя: она инсталлирует в мозг животного и человека ОБРАЗЫ чего-то реально существующего;  она увязывает эти образы в логические цепочки и она активизирует процесс мышления.

В это трудно поверить, но в мозгу животного и человека появляются мысли сотворённые не тем у кого эти мысли появились в голове, а матушкой-природой.

Такие мысли рождаются спонтанно, в силу вынужденных обстоятельств.

Животное и человек не способны контролировать или корректировать эти мысли.

Животное  не оперирует информацией,  оно  этой информацией запрограммировано.

 

Зачем человеку потребовались слова, если можно мыслить и без слов?

В чём преимущество СЛОВ по отношению к естественным голосам природы, участвующим в таинстве сотворения мыслей?

Без СЛОВ ассоциативное мышление было бы в полной зависимости от природного фактора.

Мы были бы биороботами, собой не распоряжающиеся.

Образ (носитель полезной информации) находится в нашем подсознании  (в ППМ), а как его извлечь из тайников памяти?

Ждать, когда сама матушка-природа это сделает?

Но тогда наши мысли, и поступки были бы жёстко детерминированными внешними факторами.

Наш дикий предок уже мыслил, и поведение его было целесообразным, но он не был творцом своих мыслей.

 

Чтобы сделать очередной шаг в интеллектуальном развитии, наш предок должен был обрести возможность самому влиять на процесс мыслеобразования.

Как ему это удалось?

Сейчас мы это выясним.

 

Наши дикие предки издавали эмоционально окрашенные звуки во время совместного проживания.

С помощью этих звуков, жестов, мимики, позы тела, а так же специфических запахов... выстраивались взаимоотношения между особями,  между миром животных и миром природы.

В стадных  условиях выживания  эмоциональный крик особи воспринимался соплеменниками с пониманием, как если бы это было слово, ибо им всем дано  одинаковое мироощущение и одинаковая ответная реакция на событие.

На появление хищника  (например, леопарда) некая обезьяна реагировала характерным визгом. 

ЛЕОПАРД (ОБРАЗ хищника  →  А вынужденный характерный КРИК особи) СТАЯ обезьян

Обезьяны, которые ещё не успели заметить присутствие леопарда, узнавали о приближении опасного хищника, благодаря крику особи, которая первой заметила хищника. Вопль провоцировал в головах её сородичей ассоциативное мышление.    

(ОБРАЗ ЛЕОПАРДА ← АССОЦИАЦИЯ ← характерный ЗВУК) ← обезьяна, заметившая леопарда

 

Испуганный визг обезьяны, увидевшей леопарда, - это естественный звук издаваемый животным.

Как этот же самый вопль со временем трансформировался в СЛОВО?

Обычно, при появлении опасности, стая обезьян разбегается по кронам деревьев, оставляя то место, где произрастали съедобные плоды.

Мы можем представить такую ситуацию: никакой опасности для обезьян нет, но одна из мартышек издаёт крик, оповещая сородичей о появлении леопарда. Все разбегаются, а хитрая обезьяна остаётся одна и в её распоряжении  оказываются остатки плодов, которые могли бы сожрать её сородичи.

Один и тот же вопль обезьяны возникает по разным причинам. В одном случае – это вынужденная ответная реакция на появление хищника, а в другом случае – это уже СЛОВО (звук, используемый по усмотрению особи, с вознаграждением за сообразительность).

 Другой пример…             

 

Лев, глава прайда, при виде самца-конкурента, издаёт грозные рыки. Ассоциативное мышление и соответствующее поведение обоих львов спровоцированы внешними неожиданными объективными обстоятельствами и врождёнными инстинктами.       

Но мы знаем, время от времени, глава прайда оглашает окрестности звучными рыками, оповещая других львов о своих правах на данную территорию.

Лев использует свой голос, как средство коммуникации.  Стало быть,  им издаваемые грозные звуки уже могут быть приравнены к словам.     

 

Ночные трели и рулады соловья, - это средство общения с самочками. Мозг самочек откликается на пение самца чувственно-образными представлениями. Стало быть, самочкам понятен  язык самца. А для человека пение птицы –  природное явление. Человек слышит  трели соловья, испытывая эстетическое наслаждение, не воспринимая их смысл,  как если бы это была речь инопланетного пришельца.

Японка Нон Исида (создательница особых японских головоломок) верила: животные - существа разумные, но из-за отсутствия средств коммуникаций между людьми и животными, человек недооценивает своих младших собратьев.
 

В мире людей устная речь - самый распространенный способ коммуникации.

При этом у человека сохраняется способность подсознательного (неуправляемого) ассоциативного мышления, как и у братьев наших меньших.

Природа инсталлирует полезную (объективную) информацию в наш мозг  (в виде одухотворённых файлов), а социум вырабатывает свой особый код доступа к этой информации.

Чтобы мышление не зависело только от  природы, были востребованы особые искусственные звуки (СЛОВА), позволяющие человеку по своему свободному волеизъявлению контролировать, корректировать процесс мыслеобразования, как в своей голове, так и в чужих головах.

У гомо сапиенса появилась возможность  заниматься словоблудием, от чего его мысли и его поведение стали такими же блудливыми (порождёнными не естественными причинами).

Матушка-природа, участвуя в таинстве мыслеобразования, привносит свои ограничения в эту нашу свободу слова.

Овеществлённый мир, втянутый нами в сферу нашей практической деятельности, не позволяет нам заниматься словоблудием.  

Поскольку в сотворении мыслей в голове человека принимает участие природа (эти мысли нам не подконтрольны),  и мир людей (контролирующие процесс мышления), то в каждом человеке уживаются два мыслителя, два оппонента. Этим и объясняется дуалистическая природа человека разумного.

 

Святое благовествование от Иоанна в "Новом завете» начинается с тезиса:

"В начале было Слово…"

В начале чего?

Видимо, имелось в виду: сначала должно было появиться СЛОВО, чтобы наш предок смог превратиться из животного в гомо сапиенса – в  существо обладающее способностью влиять на процесс мыслеобразования по своему свободному волеизъявлению.

Но, как понимать следующее утверждение...

"И Слово было у Бога..."

СЛОВО, без ассоциативной связи с чувственным ОБРАЗОМ, смысла не имеет, а потому и воспринимается нами, как некое сочетание звуков искусственного происхождения.

Смысл слова содержится не в самом слове, а в чувственном ОБРАЗЕ.

А творцом чувственного ОБРАЗА, кто является?

По мнению верующих, Бог – причина всего!

Бог создал тот мир, который является творцом наших ОЩУЩЕНИЙ.

Словом владеет человек, а смысл слов не человеком создан...

Стало быть, изначально Слово было у Бога....

Наши ощущения (чувственные образы) увязаны друг с другом согласно законам, по которым живёт Вселенная.

Эта увязка и есть ЛОГОС (как бы, проявление волеизъявления Всевышнего в сотворении не только физических законов, но и законов мыслеобразования).

Если наше ЛПМ, занимаясь словоблудием,  увязывает слова друг с другом не так, как увязаны друг с другом образы в ППМ, то человек видит и слышит мир реальный, но понять его не может.

ПРАВИЛЬНОЕ (!)  мышление от человека (от людей) не зависит, а зависит от гносеологических законов не подвластных тому, кто мыслит.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 

Все чрез Него начало быть…

Появление гомо сапиенса в мироздании не было случайностью.

Познав законы саморазвития разумной жизни в чреве Вселенной, мы сможем предвидеть грядущее.

И лишь тогда мы сможем рассуждать о ходе истории в сослагательном наклонении.

Лишь тогда мы узнаем не только, как нам жить не следовало, но и как надо бы.

 

                                                                                                            

 

Hosted by uCoz