КАКИМ СПОСОБОМ МЫСЛЬ СУЩЕСТВУЕТ?

 

Ответ на этот вопрос должен войти в  программу школьного обучения подрастающего поколения.

Вступая во взрослую жизнь, молодые люди  должны иметь представление не только о принципе работы и программном обеспечении  электронного компьютера, но не менее важно знать  и о функционировании  биокомпьютера - собственного мозга.

Мозг человека подвержен атакам гносеологических вирусов с последствиями более страшными, чем проникновение вредоносной программы в операционную систему ПК.

Новое поколение, зная тайну функционирования собственного мозга, сможет избежать такой распространённой в наше время болезни, как словоблудие, которое и является первопричиной экономических, политических, нравственных кризисов, а так же социальных революций, локальных и мировых войн.

 

Чтобы летать, от птиц не требуется знание законов аэродинамики.

Птицы ощущают подъёмную силу в крыльях, не догадываясь о её происхождении.

Чтобы наш ребёнок обрёл способность мыслить, от него не требуется знание законов мышления.

Даже взрослые люди знают о функционировании собственного мозга столько же, сколько птицы понимают, разбираются в законах аэродинамики.
До сего дня человечество как-то обходилось без представлений  о способе существования мыслей.

Но настал такой исторически момент, когда без этих  знаний человечеству не выжить, ибо деформация общественного сознания зашла слишком далеко...

Невозможно навести должный порядок в дурдоме усилиями умалишённых.

 

Прежде всего нам надо раз и навсегда запомнить: наш мозг - изделие материальное, а мысль имеет функциональный способ существования. 

Как это понимать?

Можно провести аналогию. 
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) - изделие
материальное. 
А сила тяги, которую движок создаёт - продукт функциональной работы двигателя. 
Представьте дикаря, которому впервые продемонстрировали езду на автомобиле и сказали, что сила, которая заставляет двигаться это транспортное средство находится вот в этом агрегате, именуемого МОТОРОМ. 
Даже, если мотор разобрать до последнего винтика, то дикарь так и не сможет увидеть ту СИЛУ, которая вынуждает машину носиться по дорогам. Дикарь будет созерцать и ощупывать только железо, - детали из которых собран двигатель. 
Дикарю надо как-то объяснить: мол, двигатель - изделие материальное, а сила тяги существует, пока в этом железе происходят последовательно четыре такта: всасывание рабочей смеси в цилиндр - сжатие рабочей смеси в надпоршневом пространстве до ее воспламенения - рабочий ход поршня - выхлоп отработанных газов. И далее все повторяется циклично: всасывание - сжатие - рабочий ход - выхлоп... Стоит одному из этих процессов прерваться, сила тяги тут же исчезнет, мотор заглохнет, станет грудой мертвого металла. Специалисты знают: все болезни ДВС можно выявить, если подвергнуть специальной диагностике каждый из вышеперечисленных тактов.

 

Мозг существует материально.

Хирург, который произвел трепанацию черепа, сколько бы ни вглядывался в извилины мозга своего пациента, ничего интересного, что указывало бы на присутствие мыслей, он там не обнаружит. Ведь  мысль имеет не материальный, а функциональный способ существования. 
Когда мы познаем принцип функционирования мыслящей материи (своего мозга) и будем иметь представление из каких тактов (или актов) состоит гносеологический цикл, в котором рождаются мысли (правильные и неправильные), то мы сможем диагностировать все болезни человека и общества, связанные с нашим аномальным  мышлением и соответствующим поведением.

 

И ещё надо запомнить: наш мозг создавался в утробе матери по законам генетическим, а мысль рождается в нашей голове по другим законам - гносеологическим. Если этого не знать, то тайна появления разумной жизни во Вселенной так и останется тайной.
 

Попытки найти мысль в голове человека превратились в поиск черной кошки в тёмной комнате... 
Пока ещё нет какой-либо теории объясняющей работу мозга и структуру мысли.
Появились компьютерные томографы, позволяющие наблюдать на мониторе активность мозга в любом его сегменте.
Но даже самые современные методы исследования мозга (позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография) не позволяют увидеть таинство рождения мысли.
Здесь и сейчас будет предпринята попытка (надеюсь, удачная) вывести формулу, которая позволяет мыслям существовать и быть неуловимым объектом нашего познания.
Поиск "кошки", которой суждено стать нашей мыслью, мы начнём не там, где ей и положено быть (в голове человека), а вне нашего организма.
 

Откуда у нас появляются мысли, если их раньше не было? 
Искать причину мышления только в мозговом субстрате, - занятие бесполезное.
Мозг не способен сотворить мысль из ничего.
Чтобы поддерживать процесс мыслеобразования, мозгу необходим постоянный приток информации из двух внешних источников.
МИР ПРИРОДЫ → (МОЗГ)← МИР ЛЮДЕЙ 
             (
1-ое условие)

Если мозг человека изолировать от внешних раздражителей, что будет?
......... → (МОЗГ)← .........                     (2-ой случай)

В книге доктора медицинских наук Н.И. Моисеевой "Время в нас и время вне нас" есть упоминание о таких экспериментах...
"Испытуемые содержались примерно так, как это описывается в научно-фантастических романах, когда будущих космонавтов погружают в специальном снаряжении в резервуар с водой. При этом выключаются не только слуховые, обонятельные и зрительные раздражения, но также глубокое мышечное чувство и тактильная (осязательная) чувствительность. В этих условиях чувство времени нарушалось полностью, испытуемые даже не знали, спят он или бодрствуют, развивались галлюцинации. Большинство обследуемых отказывались продолжать эксперимент свыше 24-72часов". 

Отсутствие внешних раздражителей превращает мозг в бесполезный орган.
Орган, который не функционирует, отмирает. Мозгу необходим беспрерывный приток информации из внешнего мира с такой же степенью надёжности, с какой лёгкие обеспечивают наш организм кислородом. Человек мёртв, когда у него полностью отсутствует связь с внешним миром.
Нам предстоит выяснить, какие факторы влияют на таинство мыслеобразования, чтобы учитывать их в гносеологической формуле функционирования мозга.

Предположим, что человек находиться в тесном контакте с природой, но оказался в длительной изоляции от мира людей?
МИР ПРИРОДЫ → (МОЗГ)← .........                (3-ий случай )

Вне общества гомо сапиенс интеллектуально деградирует, превращается в животное.
Именно это и произошло с боцманом английского корабля "Пять ветров" Александром Селькирком, которого капитан высадил, по причине ссоры, на необитаемый острове Мас-а-Тьерра. Прототип литературного героя Даниеля Дэфо (Робинзон Крузо) прожил на затерянном в океане острове 1580 дней.
31 января 1709 года, когда к острову подошли английские суда, для пополнения запасов пресной воды, мореходы увидели звереподобного человека, с великим трудом пытавшегося что-то сказать, но понять его было почти невозможно. Селькирк забыл многие слова, по причине их ненадобности.

Зачем отшельнику слова?! 
Для себя?!
Чтобы самому себе поведать о том, что творится вокруг него?
А вокруг индивида творится то же самое, что и в его душе!
Все, что Робинзон мог бы рассказать самому себе (больше некому) и так уже является неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Благодаря чувственному мировосприятию, мозг отшельника обладает одухотворенной информацией, которая дана ему в наилучшем виде: в естестве форм, звуков, красок, запахов, в динамике, в ассоциативных связях и т.д.

В его голове происходит подсознательное мышление, но управлять таким мышлением индивид не в состоянии, ибо за него эту работу выполняют врождённые инстинкты и объективные обстоятельства.
Александр Селькирк был разумным, но в функционировании его мозга произошли серьёзные изменения и он постепенно стал превращаться в животное.

Чем мозг человека отличается от мозга животного?
Наука уже дала ответ на этот вопрос.
Вот что по этому поводу говорит в своих публикациях кандидат медицинских наук В. ДЕГЛИН.

"В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование — homo sapiens (человек разумный).
Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга.
В чем эта особенность проявляется?
Может быть мозг человека имеет большие, чем у животных, размеры?
Или больший вес на килограмм общего веса тела?
Или кора головного мозга имеет большую поверхность, а в ней больше извилин, больше нервных клеток?
По всем этим показателям животные нас обогнали.
По весу мозга лидируют китообразные, а по количеству нервных клеток - дельфины.

Если не размеры и вес мозга, то что же является отличительной особенностью мозга "человека разумного"?
Можно указать лишь на одну уникальную особенность нашего головного мозга — это функциональная асимметрия, так называемая функциональная специализация полушарий мозга.
У животных правая и левая половины мозга выполняют одинаковую работу.
У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности.
Левое полушарие — база логического абстрактного мышления.
Правое — база конкретного образного". 


Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека.
Это чрезвычайно важное обстоятельство мы должны учитывать в наших гносеологических формулах
МИР ПРИРОДЫ
(ППМ / ЛПМ) МИР ЛЮДЕЙ 
Мозг человека потому и обрёл функциональную асимметрию, что получает информационную подпитку от двух разных источников,
У Александра Селькирка, оказавшегося на необитаемом острове, ЛПМ оказалось без работы.
ПРИРОДА
(ППМ / ......... ) .......... 
ЛПМ оперирует словом (поэтому его называют "речевым" ), оно специализируется на ведении диалога с людьми.
ЛПМ несет ответственность за нашу способность логично излагать свои мысли (зона Брока) и правильно воспринимать логику слов (зона Вернике).
У Александра Селькирка был словарный багаж, но почти полностью испарился.
Только потому, что ЛПМ отшельника в значительной степени перестало выполнять функцию речевого полушария, Александр Селькирк вернулся к тому состоянию, в котором когда-то находились наши дикие предки.
Мы должны рассматривать функциональную асимметрию мозга человека, как необходимое условие для появления разумной жизни во Вселенной.

Ученые располагают комплексом приемов для изучения функциональной асимметрии мозга. 

Одни испытаны временем, другие только недавно о себе заявили.
Первые догадки о том, что у каждого полушария своя функциональная обязанность, появились у медиков.
Они заметили: когда у человека происходила полная или частичная потеря речи (афазия), то это указывало на поражение (вследствие кровоизлияний, травм, опухолей и т. п.) именно левого полушария мозга. Позднее были разработаны разнообразные приёмы для изучения функциональной асимметрии мозга.

1. Наблюдения над больными с очагами разрушений в правом, или левом полушарии мозга.
2. Раздражение отдельных участков мозга слабым электрическим током.
3. В ряде случаев в сонную артерию, снабжающую кровью одно из полушарий, вводят снотворное средство.
Временно «усыпленное» полушарие перестает функционировать, и тогда все сложные виды нервной деятельности осуществляются только вторым полушарием.
4. Была разработана методика операции, при которой перерезаются все нервные пути, связывающие оба полушария. Такая операция, получила название «расщепление» мозга.
После «расщепления» полушария начинают функционировать независимо друг от друга.
Люди с «расщепленным мозгом» мало чем отличаются от здоровых людей, тем не менее, в процессе лечения таких больных удается проследить, к чему способно каждое полушарие в отдельности. Но поскольку операция эта очень редкая, «расщепленный мозг» остается малодоступным объектом наблюдения.
5.В настоящее время созданы экспериментальные приемы, так называемые дихотические тесты, которые позволяют изучать функциональную специализацию полушарий и у здоровых людей. Такие тесты базируются на учете особенностей строения мозга.
Известно, что правое ухо и правое поле зрения связаны более мощными путями с левым полушарием, а левое ухо и левое поле зрения—с правым полушарием. Если одновременно предъявлять разный материал правым и левым органам чувств, то по особенностям восприятия удается судить о полушарной специализации.

Вот конкретный пример...
С помощью специальной аппаратуры можно одновременно в правом и левом полях зрения на мгновение показывать разные буквы. Оказывается, что узнаются буквы, показанные только в правом поле зрения. Если таким же образом показать геометрические фигуры, то они будут узнаны только в левом поле зрения.

6. Есть еще один путь изучения функциональной асимметрии мозга - это электрошоковая терапия.
Шоковый метод лечения психозов пришел в психиатрическую практику, когда лечебные возможности психиатров были весьма ограниченными.
Врачи, выступавшие до того в роли беспомощных наблюдателей тяжелых нервных расстройств, обрели мощное средство воздействия на болезнь. Психозы, считавшиеся безнадежными, неуклонно ведущими больных к хроническому безумию, оказались излечимыми. В своем распоряжении психотерапевты имеют много высокоэффективных лекарственных препаратов. Но для некоторых психических заболеваний электрошок и сейчас остается единственным способом лечения.

Английский психиатр С. Кэнникотт предложил накладывать электроды только на одну сторону головы — правую (позже шоки начали вызывать, накладывая электроды и на левую половину). Такие шоки получили название односторонних. Они, как и традиционные двусторонние, обладают высоким лечебным действием, но протекают мягче и переносятся больными легче.

Односторонний электрошок угнетает не весь мозг, а только то полушарие, над которым располагались электроды. Второе полушарие остается активным.
После одностороннего шока человек чувствует, действует и мыслит только одним активным полушарием.
Электроэнцефалограммы, записанные после шоков, показывают поразительную картину — одно полушарие "спит", а другое активно, оно "бодрствует".
Поскольку больному в разных сеансах лечения электроды накладываются то с правой, то с левой стороны головы, выявляются эффекты выключения правого и левого полушарий у одного и того же человека. Можно сравнивать обычное поведение человека с его поведением в «однополушарном» состоянии, можно наблюдать, как изменяется поведение после выключения полушария. Односторонний электрошок, выполняя свою прямую лечебную функцию, попутно раскрывает перед учеными глубины функциональней специализации полушарий.
Более подробно об этом говорится в публикации кандидата медицинских наук В.Л. ДЕГЛИНА "Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека" .
 

Учитывая вышесказанное, мы должны зафиксировать два очень важных обстоятельства 
Во-первых, оба полушария коры головного мозга гомо сапиенса в состоянии функционировать независимо друг от друга.
ПРИРОДА
(ППМ / ЛПМ ) СОЦИУМ 
Во-вторых, оба полушария нашего мозга в состоянии взаимодействовать друг с другом.
Взаимодействие осуществляется благодаря мозолистому телу мозга (
МТ).
В таинстве мыслеобразования принимают участие...
ПРИРОДА (ППМ - МТ - ЛПМ ) СОЦИУМ    
Здесь мы видим всех участников процесса мыслеобразования и у каждого своя функциональная обязанность.
Природа сама создаёт в нашем ППМ своё чувственно-образное  подобие.
Социум воздействует на ЛПМ человека словом. 
Благодаря мозолистому телу (МТ), оба полушария нашего мозга имеют возможность ассоциативно взаимодействовать друг с другом.
ПРИРОДА
(ОБРАЗЫ + АССОЦИАЦИЯ + СЛОВО ) СОЦИУМ           
Мозг функционирует, как мыслящая материя, пока его три отдела (ППМ - МТ - ЛПМ) оперируют тремя мыслеобразующими элементами (О - А - С)
Когда речь заходит о закономерном функционировании чего-либо, то рассматриваемое явление уже можно представить в виде формулы.
Воспользуемся символами, чтобы функционирование мыслящей матери (мозга) можно было записать в вид формулы .
 

N → (О - А - С) ← S        (1) - это универсальная гносеологическая формула мыслеобразования.
N - Nature (природа, нечто натуральное, естественное, реальное)
S - Society (общество, мир людей, социальная сфера)
О - образ чувственный
А - ассоциативная связь, благодаря которой два полушария коры головного мозга человека взаимодействуют.
С - слово
Скобками обозначена граница, отделяющая мозг человека от внешнего мира.
 

Теперь в нашем распоряжении есть универсальная гносеологическая формула (1). 
В чём её универсальность?
Мозг гомо сапиенса воспроизводит мысли согласно формуле (1) независимо в какую историческую эпоху люди живут, какой профессиональной деятельностью занимаются, каким богам поклоняются, какого цвета у них кожа, мужчина это или женщина, бедный или богатый человек, молодой или старый...

Мне могут возразить...
Если существует единая формула мыслеобразования и она обязательна для всех гомо сапиенсов, то... люди должны быть запрограммированы этой формулой на единомыслие. Стало быть, инакомыслящих в обществе не должно быть.
В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с разномыслием? Сколько людей - столько и мнений!
Плюрализм мнений не истребим, и это обстоятельство вынуждает нас усомниться в существовании некой единой формулы для функционирования сознания.
Как такое может быть: мозг воспроизводит мысли по единой гносеологической формуле, а в итоге рождаются противоречивые мысли?

Нас не удивляет, что в утробе матери эмбрион зарождается по одним и тем же законам генетики, а в итоге на свет появляются мужские и женские особи.
К рассмотрению причин порождающих плюрализма мнений в обществе мы ещё вернёмся, а пока продолжим свои размышления...

Универсальная гносеологическая формула (1) позволяет:
- теоретически доказать возможность создания искусственного разума не на биологической, а на более долговечной материальной основе;
- разработать мировоззренческую антикризисную концепцию, чтобы земная цивилизация смогла избежать самоуничтожения, по причине аномального состояния общественного сознания;
- находить ответы на извечные вопрос поколений.


С помощью гносеологической формулы (1) можно объяснить многое...
Например, каким способом мысль существует. 
Мысль появляется в нашей голове, но... где и в каком виде?
Используя хитроумные приборы, мы можем осуществлять целенаправленный поиск мысли в
ППМ, в ЛПМ или в МТ, но ни в одной из этих трёх "тёмных комнат", мы "чёрную кошку" не найдём. И не потому, что её там нет. А потому, что "кошка" (мысль) появляется фрагментарно: сразу в трёх отделах мозга и каждый фрагмент имеет свой особый способ существования.
Мысль существует только в виде триединства 
(О + А + С). 
Мысль живёт ровно столько, сколько длится ассоциативная связь
 (А) в отношениях двух полушарий мозга.
Приток информации из двух миров ( 
N - из мира природы, и S - из мира людей) происходит беспрерывно. А это значит, что так же беспрерывно одни ассоциативные связи возникают, другие исчезают и, соответственно, одна мысль сменяет другую.

Нам нет необходимости усилием воли заставлять своё ЛПМ реагировать словами на информацию поступающую в ППМ.
Для этого вполне достаточно перевести взгляда с одного объекта на другой.

Новый объект сам создаст в нашем ППМ свой чувственный ОБРАЗ, а при наличии соответствующей ассоциативной связи, ЛПМ спонтанно откликнется СЛОВОМ.
Когда наше словесное ЛПМ безмолвствует, мы перестаём мыслить, но не перестаём воспринимать окружающий мир чувственно, как животное.
ПРИРОДА ( МИРООЩУЩЕНИЕ - МТ - ЛПМ безмолствует )
 

Даже если предположить, что у некоторых людей нет абсолютно четкого разделения функциональных обязанностей между двумя полушариями мозга, то и в этом случае эти мои размышления о тайне мыслеобразования окажутся верными. Не столь важно, в каком отделе мозга происходит чувственно-образное, а где логическое мышление. Но очень важно, что эти две функции мозга и на самом деле существуют. А, если они существуют еще и территориально обособлено (одно - в ППМ, а другое - в ЛПМ), то данное обстоятельство делает более наглядными наши размышления о тайне функционирования мыслящей материи - нашего мозга.

Все люди на земном шаре относятся к виду
homo sapiens - человек разумный.

Не верьте тому, кто говорит: я родился гомо сапиенсом .
Разумными мы не рождаемся.
Новорожденный появляется на свет в облике человека, с инстинктами животного.

Человеческое дитё с речевым полушарием мозга не рождается. 
По некоторым данным, до двух лет любое полушарие может принять на себя эту роль.
Лишь с возрастом у здорового ребенка устанавливается разделение «сфер влияния» между полушариями.
Младенец чувственно воспринимает окружающий его мир, однако, мыслить он пока еще не в состоянии.
Человеческому отпрыску необходимо время, чтобы превратиться из животного в гомо сапиенса.

При каком условии в голове ребёнка появляется первая в его жизни мысль? 
Мысль может существовать только в триединстве (О + А + С). 
Новорожденный чувственно воспринимает окружающий его мир.

Стало быть младенец уже имеет один мыслеобразующий элемент - (О).
Чтобы малыш начал мыслить недостаёт двух элементов, -
"С" и "А".
 

При каком условии в левом полушарии мозга маленького человечка появляются первые СЛОВА?
Младенцу потребуется помощь извне...

ПРИРОДА
(МОЗГ) ОБЩЕСТВО 
Помощь приходит от ближайшего окружения, но...
Даже, если ребёнок услышит какое-либо
слово, то как ему объяснить его смысл ?
Вот тут и оказывается, что 
без участия природы таинство рождения мысли произойти не может.
Когда взрослые замечают, что их малыш обратил свой взор на что-то конкретное, например, на кошку, тут же кто-нибудь скажет:
"Кошка! Кошечка пришла!".
Объяснять ребёнку значение слова
"кошка" нет необходимости, ибо смысл слова (в виде чувственного образа) уже находится в его ППМ.
Между ОБРАЗОМ (в ппм) и СЛОВОМ (в лпм) возникает ассоциативная связь и три мыслеобразующих элемента
 (О + А + С) оказавшись в одной связке, превратились в мысль.
Сотворение мысли в голове ребёнка происходит без каких-либо усилий со стороны малыша.
Ребёнок не придумал слово "кошка", а только услышал.
Смысл слова получил даром, в виде чувственного образа.
Ассоциативная связь СЛОВА и ОБРАЗА возникла сама собой, ибо так случилось, что эти два мыслеобразующих элемента появились в разных отделах мозга ОДНОВРЕМЕННО.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ - это главное условие для образования ассоциативных связей.
Возможно, ребёнок забудет этот урок, но повторение - мать учения.

Пройдёт какое-то время и на прозвучавшее слово "Кошка!", дитё начнёт глазками искать кошку, даже если её в этот момент в комнате нет.
Такая реакция ребёнка на слово свидетельствует, что в голове малыша впервые свершился акт понимания чужой речи.

Понял ребёнок о ком идёт речь только потому, что на слово "кошка" его ППМ спонтанно откликнулось созданием чувственного образа этого животного.

Но возможна и другая ситуация: кошка неожиданно оказалась в поле зрения ребёнка, а взрослые никак на это событие не прореагировали.
И, тем не менее, ЛПМ малыша спонтанно откликнулось на визит домашнего животного словом "кошка". Возможно, дитё даже сделает первую неуклюжую попытку произнести это слово.
Когда объект провоцирует малыша заговорить словами, то это значит, что в его голове произошёл акт осознания чего-то реального.

Мыслеобразующих элементов три (О + А + С), но имеет существенное значение их последовательность возникновения.

Если первым появляется реальный объект, создающий свой чувственный ОБРАЗ в ППМ, а ЛПМ откликается на этот ОБРАЗ соответствующим СЛОВОМ, то в этой ситуации происходи акт осознания. 
N
А С)       (1а)       Это формула осознания бытия 
Если  ППМ откликается на услышанное слово созданием чувственного образа, то происходит
 акт понимания чужой речи.
АС) S       (1в)        Это формула понимания собеседника. 
При отсутствии хотя бы одного мыслеобразующего элемента, мы не в состоянии ни осознавать происходящее, ни понимать чужую речь.

Младенец постепенно обретает разум, но при этом личного участия в процессе мыслеобразования не принимает.
Чувственные образы, слова, ассоциативные вязи, порядок следования мыслеобразующих элементов, - всё это необходимо, чтобы у ребёнка появился разум и он появляется, только благодаря функциональной особенности мозга и  двум основным творцам мысли,
N и S.

Проходит время, ППМ человека насыщается чувственными образами, ЛПМ обогащается словарным запасом и ассоциативные связи становятся разнообразными, устойчивыми, окрепшими.
Этот, возрастающий в объёме банк мыслей, существует в голове человека в виде ПОНЯТИЙ.

Понятие - это своего рода информационная "молекула".

ПОНЯТИЕ - это уже сформировавшееся, устойчивое триединство (О + А + С).

Чтобы ассоциативная связь (А) возникла , необходимо  ОДНОВРЕМЕННОЕ воздействие на мозг двух творцов мысли, N и S.

N + А  + С) Это условие при котором происходит таинство рождения любой мысли. 

В нашем вышеприведённом примере: ребёнок одновременно видит животное и слышит от ближайшего окружения слово "кошка".

Понятийное мышление тем и хорошо, что оно позволяет человеку мыслить, даже если какой-либо один из двух творцов мысли (N  или S) непосредственного участия в процессе мыслеобразования не принимает.

Например: малыш видит животное, но никто из взрослых ему не подсказывает, что это за зверь.

При понятийном мышлении в такой подсказке уже нет необходимости, ибо  подсказчиком становится ЛПМ ребёнка, которое  спонтанно реагирует на появившееся животное словом "кошка". Так, срабатывает механизм памяти.

ОБЪЕКТ ( ОБРАЗ А КОШКА ) 

Если ребёнок слышит кем-то произнесённое слово "кошка", но не видит её, то недостающий мыслеобразующий элемент (ОБРАЗ) восстанавливается, благодаря когда-то сформировавшейся ассоциативной связи (А). И в этом случае механизм памяти срабатывает благодаря понятийному способу существования мысли.

( ОБРАЗ А  кошка) S

При понятийном мышлении, недостающий мыслеобразующий элемент (СЛОВО или ОБРАЗ) с помощью ассоциативной связи (А) возрождается подобно тому, как возрождается из пепла мифологическая птица Феникс. Ведь мысль всегда появляется в нашей голове в виде трёх мыслеобразующих элементов (О + А + С). 

 

Поскольку ребёнок не принимал участия в создании своего понятийного аппарата, то ему не известно, как и почему он обрёл дар мышления.
Он не ведает, как мысли оказались в его голове, но ...
Когда ребёнок обрёл разум (стал оперировать ПОНЯТИЯМИ), то возомнил себя ТВОРЦОМ МЫСЛЕЙ.
Подростку кажется, что он мыслит сам, только благодаря своей внутримозговой активности.

Подросток уверен: матушка-природа глупая, она вообще не имеет никакого отношения к сотворению мыслей в его голове.
А окружающие его люди не так умны, как ему казалось в детстве. Молодой человек убеждён, что живёт своим умом. И только он сам вправе решать, какие мысли выбросить из своей головы, а какие приберечь для практического использования. Даже взрослые люди, с большим жизненным опытом, не догадываются, что природа участвует в сотворении мыслей  и без её участия ни одна здравая мысль в нашей голове появиться не может.

Человек наносит огромный вред себе, своему здравомыслию, когда игнорирует роль природного фактора  в сотворении мыслей.

Те из нас, кто верит словам больше, чем собственным глазам, становятся жертвой своего аномального мышления.

Таких легко обманывают политики, реклама, астрологи...

Сознание функционирует, как дорога с двусторонним движением. 
Поясню сказанное примерами.
У футбольного комментатора мысли возникают под воздействием событий происходящих на футбольном поле.
ППМ комментатора получает информацию из вешнего мира (из N) в виде чувственных образов (О).
Появление в ППМ чувственных образов (О) вынуждает ЛПМ откликаться на событие соответствующими словами (С). Слова озвучиваются перед микрофоном, транслируются по радио и оказываются в мире людей (S).
В рассматриваемом здесь случае, универсальная гносеологическая формула мыслеобразования (1) принимает вид...
N→ (О→ А → С) →S                (1а)

Направление стрелок показывает, что процесс мыслеобразования у спортивного комментатора происходит слева направо. Совершатся переход от чувственного владения информацией к её словесному воспроизведению.
В этом случае инициатива в сотворении мыслей принадлежит не человеку, а реальным событиям, происходящим на футбольном поле.

У тех, кто по радио слушает футбольный репортаж, процесс мыслеобразования имеет другую направленность.
ЛПМ футбольного фаната воспринимает слова (С) звучащие из радиоприёмника, а его ППМ откликается созданием чувственных образов, воссоздающих картину происходящего на футбольном поле.
У футбольного фаната процесс мыслеобразования происходит справа налево, т.е формула  мыслеобразования (1) принимает вид...
(О'← А ← С) ← S                 (1в)
О' - это чувственные образ, возникающие в голове фаната, под воздействием услышанных слов, а из этих образов в ППМ возникает воображаемая картина футбольной игры.

В течение дня каждый человек много раз оказывается то в роли комментатора каких-то реальных событий, то сам слушает чью-то речь.
Наше сознание функционирует словно дорога с двусторонним движением: мысли рождаются либо под воздействием объективного источника информации (N) либо под влиянием чьих-то СЛОВ .
N→ (О→ А → С) → S              (1а)
(О'← А ← С) ←S                      (1в)


Мир нами воображаемый (О' - созданный с помощью слов), всегда в чём-то не соответствует миру реальному (О - созданному в ППМ природой).
О ≠ О' 
Когда люди руководствуются в своих делах личными представлениями
(О' ), которые в чём-то не соответствуют действительности, то в судьбе человека и общества начинают происходить негативные явления.
Чтобы судьба человека (общества) была благополучной, все гомо сапиенсы должны стремиться к ТОЖДЕСТВУ...
ТОЖДЕСТВО означает: мысль, возникшая в нашей голове (или в общественном сознании) под воздействием
объективного фактора (формула 1а) и мысль, возникшая под воздействием человеческого фактора (формула 1в), не должны противоречить друг другу.
N
А С) = (О' А С) S        (2)
Формула (2) - АНТИКРИЗИСНАЯ ФОРМУЛА, ибо так мы приходим к ИСТИНЕ.

В правой и левой части уравнения (2) мы видим два разных способа мыслеобразования.
Способов мыслеобразования два, но...
Наша жизнь будет благополучной независимо от того, какой из этих двух мыслей мы будем руководствоваться в практической деятельности.
Ведь эти мысли не противоречат друг другу о чём свидетельствует знак тождества.

Иное дело, когда в формуле (2) знак тождества изменится на знак неравенства. Это означает, что разумная жизнь вошла в противоречие с законами саморазвития Вселенной (фактор N).
Человек
 (социум) с утратой здравомыслия утрачивает право не только на благополучное, но и на дальнейшее существование.
N
А С)  ≠  (О' А С)S         (3)
Формула (3) - это формула аномального развития внутреннего мира человека и аномального состояния общественного сознания.
У человека ( у общества) появляется искушение: какой из двух мыслей, сотворённых по разным формулам, отдать предпочтение, при решении практических задач.
Здесь можно совершить роковую ошибку.


У всех людей мыслеобразование происходит по формулам (1а) и (1в), но у естествоиспытателей в мышлении доминирует формула (1а), а у гуманитариев и политиков - формула (1в).

Благодаря участию объективного фактора "N" в таинстве мыслеобразования, овеществлённый мир является нашим самым главным Оппонентом в любом нами начатом деле.
Практика выявляет: удалось ли человеку (людям) выполнить требование ЗАКОНА ТОЖДЕСТВА (см. формулу 2) или не удалось (формула 3).
Разумная жизнь может быть разумной и благополучной только в одном случае, как это отражено в ЗАКОНЕ ТОЖДЕСТВА.

Попробую придать нашим размышлениям большую наглядность. 
В конце ХУ века в Российской империи появился свой государственный герб в виде изображения двуглавого орла. Этот геральдический символ одним видом своим предрекал смуту в российском обществе, исторические катаклизмы, трагическую судьбу народа. Ведь птица с двумя головами – это урод, а всякое уродство осложняет жизнь и животному, и человеку. Но для нас птица с двумя головами может представлять особый гносеологический интерес.

Может ли жизнь двуглавого орла быть благополучной, если предположить, что головы получают информацию из двух разных источников и общаются они друг с другом на разных языках? Достигать взаимопонимания в таких условиях, - это проблема.

Будь у каждой головы свое тело, то две инакомыслящие птицы, повздорив, полетели бы в разные стороны искать свое счастье, и каждая жила бы по разумению своему. Но при наличии одного тела, существует настоятельная необходимость каким-то образом улаживать возникшие разногласия. Улаживать силовым методом весьма затруднительно, ибо тело одно и боль одна, общая. Значит, надо как-то договариваться!
Время для выяснения отношений ограничено необходимостью поиска пропитания. Хотя бы на какое-то время нужны согласованные действия, нужен компромисс. Когда согласья у голов нет, то предсказать поведение птицы невозможно.

У нормального человека всего одна голова на плечах, но наличие в нашей голове двух полушарий коры головного мозга (с разными функциональными обязанностями) равносильно тому, что человек наделен двумя головами, которые получают информацию из двух разных источников (ППМ - из мира природы, ЛПМ - из мира людей). Общаются полушария друг с другом на двух разных языках (ППМ - владеет информацией в виде ощущений, ЛПМ - в виде слов).
При переводе с одного языка на другой неизбежны противоречия. Слова говорят что-то своё, а чувства шепчут совсем другое. Принятие конкретного решения в таких условиях - это проблема. Происходит раздвоение личности, предсказать поведение такого человека не всегда удаётся.
 

У ДНК и у МОЗГА много общего в способе владения информацией.
И в том, и другом случае используется принцип "двойной спирали". 
ДНК - информационная полимерная молекула состоящая из повторяющихся блоков (нуклеотидов)
У подавляющего большинства живых организмов ДНК состоит из двух (полинуклеотидных) цепей.
Информация, содержащаяся в одной цепи, содержится и в другой.
Цепи закручены одна вокруг другой в виде двойной спирали.
В природе такая спираль, чаще всего, правозакрученная.
Цепочки двойной спирали могут расходиться и сходиться, как замок-молния.
Взаимодействующие комплементарные пары в замке-молнии могут повреждаться, например, под воздействием ультрафиолетовых лучей, что может привести к потерям участков хромосом..

В универсальной гносеологической формуле (1) явное наличие "двойной спирали" не усматривается.
N → (О - А - С) ← S        (1)
Но мы можем представить, что от символа "О" вниз (и вверх) идёт длинная цепь, каждое звено которой - это чувственный ОБРАЗ, созданный внешним миром.
О1 - О2 - О3 ... - ОN
А от символа "С" вниз (и вверх) идёт длинная цепь, каждое звено которой - СЛОВО.
С1- С2- С3 ... - СN
Между этими двумя цепями то и дело возникают (с помощью ассоциативной связи) комплементарные пары (ОБРАЗ - СЛОВО).

Одна спираль образована из ОБРАЗОВ, а другая, - из СЛОВ.

Обе спирали взаимодействуют благодаря ассоциативным связям (А)

(О1 - А - С1) -
(О2 - А - С2)
(О3 - А - С3)
(ОN - А - СN)

Какие-то ассоциативные связи (А) могут не срабатывать: либо они ещё не образовались, либо оказались утраченными

(О1 - А - С1) - это информационная "молекула" - своеобразный гносеологический "ген" .
(О2 - А - С2)
(О3 - А - С3)
(О4 - / - ......) - в этом случае мысль отсутствует, ибо чувственный ОБРАЗ есть, а ЛПМ не откликается на него СЛОВОМ .
(...... - / - С5) - здесь мысль отсутствует, ибо мы слышим СЛОВО, а наше ППМ не откликается на него ОБРАЗОМ.
(О6 - А - С6) - здесь срабатывает ассоциативная связь (А) и в голове снова появляется МЫСЛЬ в виде триединства (О + А + С)

Взаимодействующие комплементарные пары (ОБРАЗ - СЛОВО) могут расходиться и сходиться, как замок-молния; могут повреждаться (провал памяти) и восстанавливаться.
Наш мозг функционирует, как мыслящая материя, благодаря универсальной гносеологической формуле мыслеобразования (1).
N
(О - А - С) S            (1) 
ОБРАЗЫ возникают в нашей голове под воздействием мира (N), который мы воспринимаем сенсорными органами.
ОБРАЗЫ появляются в ППМ не абы как придётся, а под диктовку наших биологических потребностей, образуя тем самым длинную логическую цепочку взаимоувязанных образов. Случайная активизация любого звена, приводит в действие всю цепочку чувственных образов, и в нашем воображении появляются картины из нашей прошлой жизни. Воображаемое прошлое соотнесённое с сиюминутной реальностью позволяет нам (и животным) предчувствовать, предугадывать дальнейший ход событий.
Опережающее чувственное отражение (О1 - О2 - О3... - ОN) возникает не по нашей прихоти, а спонтанно, согласно тому, что находится в чувственной гносеологической спирали.

СЛОВА приходят к нам из мира людей (S).
СЛОВА появляются в ЛПМ человека не в случайном порядке. Увязка слов происходит под диктовку не только биологических, но ещё и социальных наших потребностей.
Из СЛОВ возникает ещё одна гносеологическая спираль, необходимая нам для процесса мыслеобразования (С1- С2 - С3... -СN)
.
Случайный ОБРАЗ, или случайно услышанное СЛОВО могут спровоцировать в нашей голове лавинообразный процесс мыслеобразования, который будет протекать по двум спиралям не абы как придётся.
Оба полушария головного мозга, взаимодействуя ассоциативно, образуют комплементарные пары (как в замке-молнии), состоящие из ОБРАЗОВ и СЛОВ, и в нашей голове происходит таинство мышления.

Основная роль ДНК - долговременное хранение информации (генетической), которая делает возможной жизнедеятельность и размножение всех современных организмов.
Основная роль гносеологической молекулы (О - А - С)
 - владение информацией, которая необходима для существования и вызревания разумной жизни в чреве Вселенной.

По ДНК можно производить идентификацию человека только потому, что эта информационная молекула у каждого своя.
И точно так же у каждого гомо сапиенса своя особая гносеологическая двойная спираль, содержащая информацию о духовном, интеллектуальном мире именно этого человека.


Таинство функционирования сознания можно записать в виде гносеологических формул. 
Формула - это краткое описание (с помощью символов) ЗАКОНОМЕРНЫХ причинно-следственных связей.
Формула подсказывает человеку, что произойдет, если по какой-либо причине реальное значение одного из её символов вдруг изменится.
Такие подсказки помогают естествоиспытателям
предвидеть многие явления и события, происходящие в природе.
Если бы в прошлом столетии в распоряжении землян оказалась формула функционирования мозга гомо сапиенса, земные идеологи вынуждены были бы отказаться от манипулирования общественным сознанием, отказаться от проведения экспериментов над народом. Земная цивилизация избежала бы двух мировых войн и многих локальных кровопролитных конфликтов.
Сидя за письменным столом и манипулируя только символами, входящими в формулу МЫСЛЕОБРАЗОВАНИЯ, каждый смертный смог бы узнать, как эти манипуляции отразились бы на судьбе человека и человечества. Имея такую формулу, уже можно комментировать исторические события в сослагательном наклонении.

Наш разговор о способе существования мыслей  
будет продолжен.
Нам предстоит выяснить роль и значение каждого мыслеобразующего элемента в
универсальной гносеологической формуле (1).
Нам предстоит узнать: обязаны ли мы своим разумным существованием слову?
Здесь нас поджидает гносеологический сюрприз...
Конечная цель этих размышлений: разработка мировоззренческой антикризисной концепции пригодной на все случаи жизни.

                                                                                   

                                                                                                       

Hosted by uCoz