ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ СЛОВА?
Обязаны ли мы своим разумным существованием слову?
Многие из нас убеждены: слова - это и есть сам способ существования наших мыслей.
От этого заблуждения нам следует избавиться.
Нет сомнения в том, что слова принимают участие в таинстве сотворения мыслей.
Но, какое участие?!
Мы приписываем словам такие функции, которых у них нет и не догадываемся об их истинном предназначении.
Надеюсь, этот разговор станет настоящим откровением даже для тех, кто зарабатывает свой хлеб мастерским владением слова.
Я имею в виду не только писателей и журналистов, но и священнослужителей, политиков, педагогов, шоуменов...
Этот разговор необходим, чтобы общество выработало иммунитет против такой распространённой и очень опасной болезни, как словоблудие.
Нам предстоит рассмотреть типичные случаи в которых роль слова удивительным образом преображается, в зависимости от того по какой из 2-х гносеологических формул происходит таинство мыслеобразования в нашей голове.
N
→ (О→ А → С) (1а)Зачем нам нужны слова?
Мне ещё ни разу не приходилось услышать правильный ответ.
Обычно отвечают так: мол, слова нужны, чтобы люди могли обмениваться информацией.
Что же тут неправильного?!
Давайте кое-что уточним...
Как слову удаётся переносить на себе информацию от одного человека к другому?
В радиотехнике перенос информации из одного места в другое происходит с помощью фиксированной частоты (Fн) , на которой работает радиопередатчик.
Fн называют "несущей" частотой потому, что она несёт на себе полезный сигнал (fп), как конь несёт на себе всадника.
Загрузка "всадника" (fп) на "коня" (Fн) осуществляется в передатчике, благодаря процессу именуемому "модуляцией" .
(Fн + fп) - это радиоволна, которую передатчик излучает в
эфир.
Радиоприемник отлавливает радиоволну (Fн + fп) и с помощью
демодуляции снимает с "коня" ( с несущей
радиоволны
Fн) "седока"
-
(fп).
Полезный сигнал (fп) оказывается звучащим из динамика человеческим голосом.
"У
лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.."
Напрашивается аналогия...
Когда люди непосредственно общаются друг с другом, то оратор - это своего
рода передатчик, а тот кто его слушает - приёмник.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Слова срываются с уст говорящего, унося на себе какую-то информацию.
Вот только непонятно: где информация прячется в слове, во время его перелёта от уст говорящего до ушей слушающего?
Один мой оппонент отреагировал на этот вопрос так:" Информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы. Дальше бином Ньютона. Задача на сочетание и размещение. Вариантов в мозгах, практически, бесчисленное множество. Могу и дальше продолжить. но не стоит...".
Как говориться, слава Богу, что оппонент вовремя остановился и не стал развивать эту тему в ложном направлении...
А как быть с печатным словом?
Книжное слово воздействует на нас беззвучно.
В этом случае объяснение, что " Информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы..." ничего не объясняет .
И ещё...
Я могу внимательно вслушиваться в речь иноземца и не догадываться о чем он говорит.
Слова есть! Я их слышу! А для меня смысла в них нет.
Рядом со мной стоит человек, который в этих же самых фразах находит смысл.
Но ведь мы оба слышим одни и те же слова!
Что за чудеса?!
Если слова являются транспортным средством для передачи информации от человека к человеку, то почему одному человеку слова приносят весть, а другому отказывают в доступе к информации?
Размышляя о роли слов в таинстве мыслеобразования, постоянно натыкаешься на непонятки.
Непонятно: где находится в устном или печатном слове то самое укромное местечко, в котором информация прячется?
Если слова не переносят на себе информацию, то непонятно: зачем нам вообще нужны слова.
Здесь есть какой-то секрет и мы должны его разгадать
Где информация прячется в слове?
Слова мы слышим, произносим, пишем, видим...
Вот с уст говорящего слетели слова:
"И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом".
Слово «КОТ» состоит из
трех букв, - "К", "О"
и "Т".
Ни в одной из этих букв мы не найдем ничего такого, что намекало бы нам на
некую связь, например, буквы "К"
с животным.
Мы вправе по этому поводу записать: кошачьего смысла в букве
К = 0.
И в букве "О" этого
смысла не больше (О = 0).
И в оценке буквы "Т" мы
получим тот же результат (Т = 0).
Слово, состоящее из букв лишённых смысловой нагрузки, не должно содержать в
себе никакой информации.
Но стоит нам услышать (или прочитать) слово
"КОТ", и в нашем воображении
возникнет образ известного всем живого существа.
А, если эти же буквы переставить местами?!
КОТ - животное.
ТОК - электрический или
тетеревиный, в зависимости от контекста.
КТО - вопросительное
слово.
ОТК - аббревиатура
("отдел технического контроля"), часто используемая нами в разговорной речи,
как самостоятельное слово.
ТКО - в таком сочетании
эти же самые три буквы ничего не могут нам сообщить, в этом слове нет
СМЫСЛА.
В каждой отдельно взятой букве смысла нет!
А в словах, состоящих из этих же самых букв, смысл
то появляется, то вдруг существенно изменяется (при перестановке букв
местами), а то и вовсе исчезает.
И ещё одна непонятка...
Как слова превращаются в мысль?
Писатель Лев Успенский в своей замечательной книге "Слово о
словах" упомянул один эпизод из жизни Максима Горького.
Как-то Горький взялся обучить грамоте одного своего старшего приятеля,
которого звали Изот.
"Изот жадно допытывался у своего учителя:
объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти
черточки, а они складываются в слова, и я знаю их - слова живые, наши! Как я
это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда
понятно. А здесь как будто самые мысли напечатаны, - как это?".
"Что я мог ответить ему?" - с
виноватым огорчением пишет Горький.
И если бы вы сами попробовали поразмыслить над Изотовым
вопросом, вы убедились бы, что ответ на него дать вовсе не легко".
И даже сегодня, используя почти безграничные возможности
Интернета, мы вряд ли найдем ясный ответ на вопрос, который любознательный
Изот задал великому пролетарскому писателю:"А здесь
(в словах) как будто самые мысли напечатаны, - как
это?".
Сегодня для нас настал момент истины...
Мы уже выяснили: мысль может существовать только в триединстве (О + А + С).
О - чувственный образ, в нашем правом полушарии мозга (ППМ)
С - слово, им владеет левое полушарие мозга (ЛПМ).
А - ассоциативная связь слова со своим чувственным образом, обеспечивается мозолистым телом мозга (МТ).
Полное отсутствие (О) в ППМ означало бы, что человек находится в бессознательном состоянии, либо он мёртв.
Мыслеобразующий элемент (О) должен присутствовать всегда, ибо это наше мироощущение чего-то реального.
Как наш мозг реагирует на слова?
Мы слушаем чью-то речь...
(ППМ - МТ - ЛПМ)← оратор
А, что происходит дальше?
Наше речевое ЛПМ воспринимает слова говорящего.
(ППМ - МТ - СЛОВА)← оратор
На слово "кот" наше ППМ ассоциативно откликается созданием чувственного ОБРАЗА животного.
(Образ животного ← Ассоциация ← Кот)← оратор
То, что заключено в скобках, - это и есть триединый способ существования МЫСЛИ.
Мысль может существовать только в таком виде...
(ОБРАЗ + АССОЦИАЦИЯ + СЛОВО)
Слово всего лишь один из трёх мыслеобразующих элементов.
Слово (устное или письменное) - это всего лишь код доступа к одухотворённым файлам, обладателем которых является ППМ.
Слово выполняет функцию аналогичную той, что и у телефонного номера.
Набирая номер телефона, мы выходим на связь с нужным нам абонентом.
Стоит нам переставить местами цифры телефонного номера, и мы выйдем на связь с другим человеком.
А иногда робот сообщает: абонента по данному номеру не существует.
Когда мы делаем перестановку букв в слове, то это даёт тот же эффект, что и перестановка местами цифр в телефонном номере.
Переставляя местами буквы, мы создаём новый код и получаем (или не получаем) доступ к какому-либо чувственному образу.
Можно провести и другую аналогию...
Слово
выполняет ту же функцию, что и "URL" - уникальный адрес документа в
Интернете.
Благодаря "URL" мы находим во Всемирной паутине именно ту информацию,
которая нам необходима.
Случается, мы активизируем ссылку и получаем отказ в доступе к информации.
И такое же явление мы наблюдаем, когда наше ППМ не откликается на услышанное слово созданием чувственно-образного представления объекта.
Слова без ассоциативной связи с чувственными образом, - это уже не слова, а просто звуки.
Например,
слово "БЕРШ".
Представили, что это такое?
Нет?!
Вот и получается: слово "берш"
есть, а для кого-то смысла в нем нет.
А всё потому, что правое полушарие мозга не откликнулось на это слово чувственным образом этого загадочного объекта.
Если у моего читателя ППМ не отреагировало на слово "берш", то этот пробел в вашем жизненном опыте мы сейчас исправим.
Активизируйте ссылку... БЕРШ
МЫСЛЬ не может существовать только благодаря словам, ибо нужны ещё и чувственные образы.
МЫСЛЬ не может существовать только благодаря нашему чувственному мировосприятию, ибо нужны ещё и слова.
Одухотворённые файлы (картинки) мы получаем в виде дара от матушки-природы.
Стало быть, в сотворении разумной жизни не только люди участвуют, но и безмозглая (!) природа.
Охотно соглашусь с тем, что Вселенная лишена своего одухотворенного, интеллектуального центра (органа), что она не имеет разума. Но природа обладает такими гносеологическими свойствами и законами, которые делают ее творцом не только нашего тела, но и наших мыслей. Люди не являются подлинными творцами собственного здравомыслия и благополучия, ибо и здесь все подчинено законам, по которым живет Вселенная.
В основание разума природа заложила самою себя!
Когда наше ППМ не откликается на слова чувственно-образными представлениями, то именно по этой причине мы, слушая речь иностранца, не понимаем о чём идёт речь. А рядом стоящий человек всё понимает, ибо его ППМ реагирует на слова иноземца созданием чувственных ОБРАЗОВ и у слов появляется смысл
Как же люди обмениваются информацией?
Своеобразно...
Была такая почтовая услуга: человек, проживающий в городе "А", мог отправить
родственнику (или другу) в город "В" поздравительную открытку по случаю
праздника, или юбилея.
В ближайшем почтовом отделении человек заполнял бланк телеграммы с указанием КОДА выбранной им открытки.
В почтовом отделении города "В" имелась точно такая же коллекция открыток, что и в городе "А".
Работник почты находил по указанному в телеграмме КОДУ нужную открытку, а почтальон доставлял её адресату.
В данном случае перемещение открытки из города "А" в город "В" не происходило.
В этой почтовой услуге и в том, как люди обмениваются мыслями, заложен один и тот же принцип передачи информации от одного человека к другому.
Господин "А" решил поделиться со своим другом, господином "В", впечатлениями об особой удаче на последней рыбалке.
Наиболее интересные моменты в ловле рыбы рыбак прокручивает в своём ППМ, как клип, состоящий из воображаемых картинок.
ЛПМ откликается на картинки соответствующими словами и, тем самым, каждой создаётся словесный код.
Слова слетают с уст говорящего и достигают ушей господина "В". У последнего ППМ откликается на слова чувственно-образными представлениями о том, что происходило на рыбалке.
Заметьте: господин "А" не отправлял господину "В" свой "клип-воспоминание", а только его словесный код. Этого оказалось достаточно, чтобы в голове господина "В" произошла прокрутка тех же самых чувственно-образных представлений, которыми рыбак намеревался поделиться с другом.
У людей есть возможность обмениваться мыслям благодаря тому, что...
Во-первых, архив чувственно-образных представлений (открыток) в ППМ создаётся окружающим нас внешним миром (N), а он у нас один на всех.
Во-вторых, соотечественники в течение многих веков вырабатывают общий словесный код, который позволяет им целенаправленно оживлять (активизировать) находящиеся в их подсознании (в ППМ) чувственно-образные представления.
Взаимопонимание между людьми достигается благодаря тому, что внешний Мир у нас один на всех.
У
поэта, созерцающего природное явление, возникает острое желание поведать
людям о своём особом мироощущении.
Речевое ЛПМ поэта охотно откликается словами на увиденное.
Рука
поэта тянется к перу, перо - к бумаге...
"Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей..."
Только потому, что природа уже успела создать и у других людей (в их ППМ)
аналогичные одухотворенные файлы осени, каждое слово поэта находит в нашем
воображении отклик, в виде соответствующих чувственно-образных
представлений. Благодаря этому отклику, мысли Александра Сергеевича Пушкина
становятся нашими мыслями. Подлинный автор осени - сама природа. Это она
создала у людей одинаковые чувственные образы осени, и помогла поэту найти
соответствующие слова в его ЛПМ. Стихотворение "Осень" создавалось
матушкой-природой и человеком. Однако социум восхваляет поэта, а роль
природы в таинстве мыслеобразования считает чем-то само собой разумеющимся,
не заслуживающим особого внимания.
В голове жителя экваториальной Африки (который снега не видел, для которого лето длиться круглый год), при чтении строки
"Дохнул осенний хлад - дорога промерзает", возникнут не такие яркие, как у россиянина, ассоциации. Вроде бы, слова те же, а информационная ценность слов другая.
А все потому, что в словах нет никакой полезной информации до тех пор, пока правое полушарие мозга не откликнется на слова созданием картинки.
Смысл слова всегда оказывается чувственным ОБРАЗОМ.
Слова обитают в ЛПМ, а их смысл - в ППМ.
Запомним это чрезвычайно важное обстоятельство: СЛОВО И ЕГО СМЫСЛ (ОБРАЗ) СУЩЕСТВУЮТ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННО ДРУГ ОТ ДРУГА.
Зачем нам нужны СЛОВА?
Чтобы люди могли с помощью устного или печатного слова проникать к друг другу в подсознание (в ДУШУ) и целенаправленно активизировать в ППМ одухотворённые файлы (чувственные ОБРАЗЫ).
Тот, кто в данный момент читает эту мою статью, пока не догадывается, что его ППМ находится в моём распоряжении, а потому и не ведает какие чувственные образы я активизирую в его голове через пару секунд...
"Раннее утро в Санкт-Петербурге,
хмурое и
промозглое. Моросит холодный
дождь. На
автобусной остановке стоит студент в легкой
курточке, ждёт автобус, опаздывает на
лекцию, мерзнет и проклинает все
на свете. Ему очень
холодно
и противно. Вдруг к
автобусной остановке подкатывает белый
мерседес. Медленно опускается стекло, и красивая молодая
женщина в белой меховой шубке
изящно
стряхивает пепел
с длинной тонкой
сигареты. Выпустив струйку ароматного дыма, обращается к нему приятным
голосом:
- Молодой человек, скажите пожалуйста, где здесь
ближайший хороший бар?
- В Стокгольме, с-с-сука!".
Этот анекдот я позаимствовал из рассылок Сергея Смирнова, создавшего курс "Yes!", для изучающих английский язык.
Спасибо Сергею!
Рассылки Смирнова получают более 200 000 его подписчиков.
И у всех подписчиков, при чтении этого анекдота, возникали одинаковые чувственно-образные представления, как если бы им всем показали один и тот же видеоклип, героями которого оказались студент-бедолага и роскошная молодая женщина.
Но мы-то знаем, никакого видеоклипа не было.
200 000 человек, читая анекдот, созерцали всего лишь БУКВЫ и СЛОВА.
Но тогда почему в их головах крутилось одно и то же "кино"?
Только потому, что процесс мыслеобразования у всех людей происходит по одной и той же гносеологической формуле.
Вот эта формула...
(ППМ ← МТ ← ЛПМ) ← текст или устная речь (1в)
(ОБРАЗЫ ← АССОЦИАЦИЯ ← СЛОВА ) ← текст или устная речь (1в)
Пора подводить первые итоги этим нашим размышлениям.
Заблуждаются те люди, которые убеждены: мол, слова - это и есть сам способ существования наших мыслей.
Слово не может быть мыслью по той причине, что слово - всего лишь один мыслеобразующий элемент, в то время как МЫСЛЬ может существовать только при одновременном (!) появлении в трёх отделах нашего мозга (ППМ - МТ - ЛПМ) трёх мыслеобразующих элементов (О + А + С).
В этой троице СЛОВО, хотя и очень важный элемент мысли, но не самодостаточный, чтобы человек мог мыслить только словами.
Далее...
Заблуждаются те из нас, кто думает: мол, слова переносят на себе информацию, как конь несёт всадника.
СЛОВО - это только код доступа к одухотворённой информации, которая у каждого человека хранится в его подсознании (в ППМ) в чувственно-образном виде.
Обмен информацией в мире людей происходит благодаря МЫСЛЯМ, в сотворении которых принимают участие не только СЛОВА
Полезной информацией обладает не СЛОВО, а другой мыслеобразующий элемент - ОБРАЗ.
Мои гносеологические формулы могут объяснить многое, а это значит, что у этого разговора будет ПРОДОЛЖЕНИЕ ...
Мы рассмотрели всего лишь одну функциональную особенность СЛОВ (быть кодом доступа к информации, хранящейся в подсознании человека).
У слов есть и другие функциональные обязанности, о чём многие даже не догадываются.
Нас ждут новые неожиданные открытия в познании самих себя.