ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ СЛОВА?

Обязаны ли мы своим разумным существованием слову?

Многие из нас убеждены:  слова - это и есть сам способ существования наших мыслей.

От этого заблуждения нам следует  избавиться.

Нет сомнения в том, что слова принимают  участие в таинстве сотворения мыслей.

Но, какое участие?!

Мы приписываем словам такие функции, которых у них нет и не догадываемся об их истинном предназначении.

Надеюсь, этот разговор станет настоящим откровением даже для тех, кто зарабатывает свой хлеб мастерским владением слова.

Я имею в виду не только писателей и журналистов, но и  священнослужителей, политиков, педагогов, шоуменов...

Этот разговор необходим, чтобы общество выработало иммунитет против такой распространённой и очень опасной болезни, как словоблудие.

Нам предстоит рассмотреть типичные случаи в которых роль слова удивительным образом преображается, в зависимости от того по какой из 2-х гносеологических формул происходит таинство мыслеобразования в нашей голове.

N А С)           (1а)      
А С) S           (1в)           
 

Зачем нам нужны слова?

Мне ещё ни разу не приходилось услышать правильный ответ.

Обычно отвечают так: мол, слова нужны, чтобы люди могли обмениваться информацией.

Что же тут неправильного?!

Давайте кое-что уточним...

Как слову удаётся переносить на себе информацию от одного человека к другому?

 

В радиотехнике перенос информации из одного места в другое происходит с помощью фиксированной частоты (Fн) , на которой работает радиопередатчик.

 называют "несущей" частотой потому, что она несёт на себе полезный сигнал (fп), как конь несёт на себе всадника.

Загрузка "всадника" (fп) на "коня" (Fн) осуществляется в передатчике, благодаря процессу именуемому "модуляцией" .

(Fн + fп) - это радиоволна, которую передатчик излучает в эфир.
Радиоприемник отлавливает радиоволну (Fн + fп) и с помощью демодуляции снимает с "коня" ( с несущей радиоволны) "седока" - (fп).

Полезный сигнал  (fп) оказывается звучащим из динамика человеческим голосом.

"У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.."
 

Напрашивается аналогия...
Когда люди непосредственно общаются друг с другом, то оратор - это своего рода передатчик, а тот кто его слушает - приёмник.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Слова срываются с уст говорящего, унося на себе какую-то информацию.

Вот  только непонятно: где информация прячется в слове, во время его перелёта от уст говорящего до ушей слушающего?

 

Один мой оппонент отреагировал на этот вопрос так:" Информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы. Дальше бином Ньютона. Задача на сочетание и размещение. Вариантов в мозгах, практически, бесчисленное множество. Могу и дальше продолжить. но не стоит...".

Как говориться, слава Богу, что оппонент  вовремя остановился и не стал развивать эту тему в ложном направлении...

 

А как быть с печатным словом?

Книжное слово воздействует на нас беззвучно.

В этом случае объяснение, что " Информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы..."  ничего не объясняет .

И ещё...

 

Я могу внимательно вслушиваться в речь иноземца и не догадываться о чем он говорит.

Слова есть! Я их слышу! А для меня смысла в них нет.

Рядом со мной стоит человек, который в этих же самых фразах находит смысл.
Но ведь мы оба слышим одни и те же слова!
Что за чудеса?!

Если слова являются транспортным средством для передачи информации от человека к человеку, то почему одному человеку слова приносят весть, а другому отказывают в доступе к информации?

Размышляя о роли слов в таинстве мыслеобразования, постоянно натыкаешься на непонятки.

Непонятно: где находится в устном или печатном слове то самое укромное местечко, в котором  информация прячется?

Если слова не переносят на себе информацию, то непонятно: зачем нам вообще нужны слова.

Здесь есть какой-то секрет и мы  должны его разгадать

 

Где информация прячется в слове?

Слова мы слышим, произносим, пишем, видим...

Вот с уст говорящего слетели слова:

"И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом".

 

Слово «КОТ» состоит из трех букв, - "К", "О" и "Т"
Ни в одной из этих букв мы не найдем ничего такого, что намекало бы нам на некую  связь, например,  буквы  "К" с животным.
Мы вправе по этому поводу записать:  кошачьего смысла в букве К = 0.
И  в букве "О" этого смысла не больше (О = 0).
И в оценке буквы "Т" мы получим тот же результат (Т = 0).  
Слово, состоящее из букв лишённых смысловой нагрузки, не должно содержать в себе никакой информации. 
Но стоит нам услышать (или прочитать) слово "КОТ", и в нашем воображении возникнет образ известного всем живого существа.

 

А, если эти же буквы переставить местами?!
КОТ - животное.
ТОК - электрический или тетеревиный, в зависимости от контекста. 
КТО - вопросительное слово.
ОТК - аббревиатура  ("отдел технического контроля"), часто используемая нами в разговорной речи, как самостоятельное слово.
ТКО - в таком сочетании эти же самые три буквы ничего  не могут нам сообщить, в этом слове нет СМЫСЛА.
В каждой отдельно взятой букве смысла нет!
А в словах, состоящих из этих же самых букв, смысл то появляется, то вдруг существенно изменяется (при перестановке букв местами), а то и вовсе исчезает.

И ещё одна непонятка...

 

Как слова превращаются в мысль?

Писатель Лев Успенский в своей замечательной книге "Слово о словах" упомянул один эпизод из жизни Максима Горького.
Как-то Горький  взялся обучить грамоте одного своего старшего приятеля, которого звали Изот. 
"Изот жадно допытывался у своего учителя: объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их - слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто самые мысли напечатаны, - как это?".
"Что я мог ответить ему?" - с виноватым огорчением пишет Горький.

И если бы вы сами попробовали поразмыслить  над Изотовым вопросом, вы убедились бы, что ответ на него дать вовсе не легко".
И даже сегодня, используя почти безграничные возможности Интернета, мы вряд ли найдем ясный ответ на вопрос, который любознательный Изот задал великому пролетарскому писателю:"А здесь (в словах) как будто самые мысли напечатаны, - как это?".

Сегодня для нас настал момент истины...

 

Мы уже выяснили: мысль может существовать только в триединстве (О + А + С).

О - чувственный образ, в нашем правом полушарии мозга (ППМ)

С - слово, им владеет левое полушарие мозга  (ЛПМ).

А - ассоциативная связь слова со своим чувственным образом, обеспечивается мозолистым телом мозга (МТ).

Полное отсутствие (О) в ППМ означало бы, что человек находится в бессознательном состоянии, либо он мёртв.

Мыслеобразующий элемент (О) должен присутствовать всегда, ибо это наше мироощущение чего-то реального.

 

Как наш мозг реагирует на слова?

Мы слушаем чью-то речь...

(ППМ - МТ - ЛПМ) оратор          

А, что происходит дальше?

Наше речевое ЛПМ воспринимает слова говорящего.

(ППМ - МТ - СЛОВА) оратор

На слово "кот" наше  ППМ ассоциативно откликается созданием чувственного ОБРАЗА животного.

(Образ животного Ассоциация Кот) оратор

То, что заключено в скобках, - это и есть триединый способ существования МЫСЛИ.

Мысль может существовать только  в таком  виде...

(ОБРАЗ + АССОЦИАЦИЯ + СЛОВО)

Слово всего лишь один из трёх мыслеобразующих элементов.

Слово (устное или письменное) - это всего лишь код доступа к одухотворённым файлам, обладателем которых является ППМ.

 

Слово выполняет функцию аналогичную той, что и у телефонного номера.

Набирая номер телефона, мы выходим на связь с нужным нам абонентом.

Стоит нам переставить местами цифры телефонного номера, и мы выйдем на связь с другим человеком.

А иногда робот сообщает: абонента по данному номеру не существует.

Когда мы делаем перестановку букв в слове, то это даёт тот же эффект, что и перестановка местами цифр в телефонном номере.

Переставляя местами буквы, мы создаём новый код и получаем (или не получаем) доступ к какому-либо чувственному образу.

Можно провести и другую аналогию...

 

Слово выполняет ту же функцию, что и "URL" - уникальный адрес документа в Интернете.
Благодаря  "URL" мы находим во Всемирной паутине именно ту информацию, которая нам необходима.
Случается, мы активизируем ссылку и получаем отказ в доступе к информации.

И такое же явление мы наблюдаем, когда наше ППМ не откликается на услышанное слово созданием чувственно-образного представления объекта.

Hosted by uCoz

Hosted by uCoz

Hosted by uCoz

Слова без ассоциативной связи с чувственными образом, - это уже не слова, а просто звуки.

Например, слово "БЕРШ".
Представили, что это такое?

Нет?!
Вот и получается: слово "
берш" есть, а для кого-то смысла в нем нет.

А всё потому, что правое полушарие мозга не откликнулось на это слово чувственным образом этого загадочного объекта.

Если у моего читателя ППМ не отреагировало на слово "берш", то этот пробел в вашем жизненном опыте мы сейчас исправим.

Активизируйте ссылку...   БЕРШ

 

Hosted by uCoz

МЫСЛЬ не может существовать только благодаря словам, ибо нужны ещё и чувственные образы.

МЫСЛЬ  не может существовать только благодаря нашему чувственному мировосприятию, ибо нужны ещё и слова.

Одухотворённые файлы (картинки) мы получаем в виде дара от матушки-природы. 

Стало быть, в сотворении разумной жизни не только люди участвуют, но и безмозглая (!) природа.

Охотно соглашусь с тем, что Вселенная лишена своего одухотворенного,  интеллектуального центра (органа), что она не имеет разума. Но природа обладает такими гносеологическими свойствами и законами, которые делают ее творцом не только  нашего тела, но и наших мыслей.  Люди не являются подлинными творцами собственного здравомыслия и благополучия, ибо и здесь все подчинено законам, по которым живет Вселенная.

В основание разума природа заложила самою себя!  

Когда наше ППМ не откликается на слова чувственно-образными представлениями, то именно по этой причине мы, слушая речь иностранца, не понимаем о чём идёт речь. А рядом стоящий человек всё понимает, ибо его ППМ реагирует на слова иноземца созданием чувственных ОБРАЗОВ и у слов появляется смысл

 

Как же люди обмениваются информацией?
Своеобразно...
Была такая почтовая услуга: человек, проживающий в городе "А", мог отправить родственнику (или другу) в город "В" поздравительную открытку по случаю праздника, или юбилея.

В ближайшем почтовом отделении человек заполнял бланк телеграммы с указанием КОДА выбранной им открытки.

В почтовом отделении города "В" имелась точно такая же коллекция открыток, что и в городе "А".

Работник почты находил по указанному в телеграмме КОДУ нужную открытку, а почтальон  доставлял её адресату.

В данном случае перемещение открытки из города "А" в город "В" не происходило.

В этой почтовой услуге и в том, как люди обмениваются мыслями, заложен один и тот же принцип передачи информации от одного человека к другому.

 

Господин "А"  решил поделиться со своим другом,  господином "В", впечатлениями об особой удаче на последней рыбалке.

Наиболее интересные моменты в ловле рыбы рыбак прокручивает в своём ППМ, как клип, состоящий из воображаемых картинок.

ЛПМ откликается на картинки соответствующими словами и, тем самым, каждой создаётся словесный код.

Слова слетают с уст говорящего и достигают ушей господина "В". У последнего ППМ откликается на слова чувственно-образными  представлениями о том, что происходило на рыбалке.

Заметьте: господин "А" не отправлял господину "В" свой "клип-воспоминание", а только его словесный код. Этого оказалось достаточно, чтобы в голове господина "В" произошла прокрутка тех же самых чувственно-образных представлений, которыми рыбак намеревался поделиться с другом.

У людей есть возможность обмениваться мыслям благодаря тому, что...

Во-первых, архив чувственно-образных  представлений (открыток) в ППМ  создаётся окружающим нас внешним миром (N), а он у нас один на всех.

Во-вторых, соотечественники в течение многих веков вырабатывают общий словесный код, который позволяет им целенаправленно оживлять (активизировать) находящиеся в их подсознании (в ППМ) чувственно-образные представления.

 

Взаимопонимание между людьми достигается благодаря тому, что внешний Мир у нас один на всех.    

У поэта, созерцающего природное явление, возникает острое желание поведать людям о своём особом мироощущении.
Речевое ЛПМ поэта охотно откликается словами на увиденное.

Рука поэта тянется к перу, перо - к бумаге...
"Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей..."


Только потому, что природа уже успела создать и у других людей (в их ППМ) аналогичные одухотворенные файлы осени, каждое слово  поэта находит в нашем воображении отклик, в виде соответствующих чувственно-образных представлений. Благодаря этому отклику, мысли Александра Сергеевича Пушкина становятся нашими мыслями. Подлинный автор осени - сама природа. Это она создала у людей одинаковые чувственные образы осени, и помогла поэту найти соответствующие слова в его ЛПМ. Стихотворение "Осень" создавалось матушкой-природой и человеком. Однако социум восхваляет поэта, а роль природы в таинстве мыслеобразования считает чем-то само собой разумеющимся, не заслуживающим особого внимания.
 

В голове жителя экваториальной Африки (который снега не видел, для которого лето длиться круглый год), при чтении строки

"Дохнул осенний хлад - дорога промерзает",  возникнут не такие яркие, как у россиянина, ассоциации. Вроде бы, слова те же, а информационная ценность слов другая.

А все потому, что в словах нет никакой полезной информации до тех пор, пока правое полушарие мозга не откликнется на слова созданием картинки.

 

Смысл слова всегда оказывается чувственным ОБРАЗОМ.

Слова обитают в ЛПМ, а их смысл - в ППМ.

Запомним это чрезвычайно важное обстоятельство: СЛОВО И ЕГО СМЫСЛ (ОБРАЗ) СУЩЕСТВУЮТ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННО ДРУГ ОТ ДРУГА.

 

Зачем нам нужны СЛОВА?

Чтобы люди могли с помощью устного или печатного слова проникать к друг другу в подсознание (в ДУШУ) и целенаправленно активизировать в ППМ одухотворённые файлы (чувственные ОБРАЗЫ).

Тот, кто в данный момент читает эту мою статью, пока не догадывается, что его ППМ находится в моём распоряжении, а потому и не ведает какие чувственные образы я активизирую в его голове через пару секунд...

 

"Раннее утро в Санкт-Петербурге, хмурое и промозглое. Моросит холодный дождь. На автобусной остановке стоит студент в легкой курточке, ждёт автобус, опаздывает на лекцию, мерзнет и проклинает все на свете. Ему очень холодно и противно. Вдруг к автобусной остановке подкатывает белый мерседес. Медленно опускается стекло, и красивая молодая женщина в белой меховой шубке изящно стряхивает пепел с длинной тонкой сигареты. Выпустив струйку ароматного дыма, обращается к нему приятным голосом:
- Молодой человек, скажите пожалуйста, где здесь
ближайший хороший бар?
- В Стокгольме,
с-с-сука!".

 

Этот анекдот я позаимствовал из рассылок Сергея Смирнова, создавшего курс "Yes!", для изучающих английский язык.

Спасибо Сергею!

Рассылки Смирнова получают более 200 000 его подписчиков.

И у всех подписчиков, при чтении этого анекдота, возникали одинаковые чувственно-образные представления, как если бы им всем показали один и тот же видеоклип, героями которого оказались студент-бедолага и роскошная молодая женщина.

Но мы-то знаем, никакого видеоклипа не было.

200 000 человек, читая анекдот, созерцали всего лишь БУКВЫ и СЛОВА.

Но тогда почему в их головах крутилось одно и то же "кино"?

Только потому, что процесс мыслеобразования у всех людей происходит по одной и той же гносеологической формуле.

Вот эта формула...

(ППМ МТЛПМ) текст или устная речь                                             (1в)

(ОБРАЗЫ АССОЦИАЦИЯ СЛОВА ) текст или устная речь              (1в)

 

Пора подводить первые итоги этим нашим размышлениям.

Заблуждаются те люди, которые убеждены: мол,  слова - это и есть сам способ существования наших мыслей.

Слово не может быть мыслью по той причине, что слово - всего лишь один мыслеобразующий элемент, в то время как  МЫСЛЬ может существовать только при одновременном (!) появлении в трёх отделах нашего мозга (ППМ - МТ - ЛПМ) трёх мыслеобразующих элементов (О + А + С).

В этой троице СЛОВО, хотя и очень важный элемент мысли, но не самодостаточный, чтобы человек мог мыслить только словами.

Далее...

Заблуждаются те из нас, кто думает: мол, слова переносят на себе информацию, как конь несёт всадника.

СЛОВО - это только код доступа к одухотворённой информации, которая у каждого человека хранится в его подсознании (в ППМ) в чувственно-образном виде.

Обмен информацией в мире людей происходит благодаря МЫСЛЯМ, в сотворении которых принимают участие не только СЛОВА

Полезной информацией обладает не СЛОВО, а другой мыслеобразующий элемент - ОБРАЗ.

 

Мои гносеологические формулы могут объяснить многое, а это значит, что у этого разговора будет ПРОДОЛЖЕНИЕ ...

Мы рассмотрели всего лишь одну функциональную особенность СЛОВ (быть кодом доступа к информации, хранящейся в подсознании человека).

У слов есть и другие функциональные обязанности, о чём многие даже не догадываются.

Нас ждут новые неожиданные открытия в познании самих себя.

 

                                                                                           

Hosted by uCoz