Есть ли Бог?

         Скоро извечный вопрос "А есть ли Бог?" перестанет быть актуальным, ибо наука способна сделать единомышленниками даже таких непримиримых оппонентов, какими являются верующие и атеисты. Земная цивилизация приближается к созданию компьютеров принцип работы которых будет таким же, как и принцип функционирования мозга гомо сапиенса. С помощью нанотехнологий и микроэлектроники человек станет творцом Сверхразума, но не на биологической, а на более долговечной материальной основе. С появлением компьютеров, обладающих сознанием, тайна сотворения разумной жизни наконец-то перестанет быть тайной. Другого способа закончить спор между верующими и атеистами не существует. Потеряв веру в абстрактного Бога, люди не испытают  морального шока. Они не потеряют интереса к жизни. Земляне потому и пришли к вере  в сверхъестественное существо, что саморазвивающаяся Вселенная обладает силой, которая творит нашу душу, идеально программирует работу нашего мозга, заставляя его эволюционировать не абы как, а под воздействием гносеологических свойств и законов природы. Стало быть, если эти же самые гносеологические свойства и законы природы будут программировать работу компьютера, то мы получим искусственный мозг. Этот мозг сможет познавать мир, осознавать и понимать происходящее. Электронный мозг позволит нам лучше познать самих себя и у нас, наконец-то, появится реальная возможность приступить к разработке концепции  "вечной жизни", но не загробной...

        

        1.Кто и по каким законам творит жизнь разумную?

        Благодаря генетическим законам, стало возможным самопроизвольное зарождение и эволюция  различных биологических объектов. Сегодня люди воспринимают законы генетики, как естественное явление природы.

         А кто и по каким законам творит жизнь разумную?

         Бог? Природа? Человек?

        Нарождающейся земной цивилизации легче было поверить в существование Бога, нежели найти доказательства, что природа имеет внутренние причины для спонтанного  появления в своей утробе разумной жизни.

        На мое утверждение, что природа идеально программирует процесс мышления, один мой оппонент высказался так:

"Никогда не был и не может быть идеальным сценарий, придуманный безмозглой природой! То, что вы пишите на своём сайте, есть философский идеализм и самое настоящее религиозное мракобесие... вы наделили природу свойством разумной личности, а это есть идеализм и религия...".

        Охотно соглашусь с тем, что Вселенная лишена своего одухотворенного,  интеллектуального центра (органа), что она не имеет разума. Но матушка-природа обладает такими свойствами и законами, которые делают ее творцом не только  нашего тела, но и наших мыслей.  Люди не являются подлинными творцами собственного здравомыслия и благополучия, ибо и здесь все подчинено законам, по которым живет Вселенная. Будучи неразумной, природа  выявляет наши заблуждения, о существовании которых мы сами не догадываемся. А, чтобы мы не нарушали гносеологических законов (с помощью которых человек обретает знание), природа использует "кнут" (принуждая нас избавляться от иллюзий здравомыслия) и "пряник" (поощряя наш поиск истины).

        Попробую изложить здесь убедительные доказательства, что творцом разумной жизни, т.е. нашим создателем, является не Бог, а саморазвивающаяся природа. Справедливость всех моих утверждений постараюсь обосновать не слишком философствуя, а с помощью наглядных примеров.

       

      2. Как рождается обыкновенное чудо...

         Давайте представим такую картину...

        Несколько рыбаков расположились рядышком на берегу реки, закинули удочки. Сидят тихо в ожидании первой поклевки. Долго ждать не пришлось. Одному рыбаку повезло: поплавок его удочки несколько раз вздрогнув ушел под воду. Последовала подсечка, леска натянулась и...

        Все рыбаки замерли в ожидании ответа на вопрос: кто же попался на крючок?

        Кто-то подумал, что клюнул окунь, другой подумал о плотве, третий о подлещике, четвертый о карасе...  

       Через несколько мгновений на поверхности воды  появляется нечто более похожее на темный шарик, чем на рыбу: растопыренные плавники и "щеки", хвост согнут набок. И вот это взъерошенное существо совершает обыкновенное чудо: у всех наблюдателей в голове одновременно звучит одно и то же, - ЕРШ!

        Секундой ранее ни один участник рыбалки не смог уверено предсказать, кто окажется их первой жертвой.

        Почему, при виде рыбки,  людям вдруг  пришло на ум только одно это слово?!

        Что, им рыбка говорящая попалась, сама сказала: "Позвольте представиться, я - ерш!"?

        Ерш боролся за жизнь молча. Да и рыбаки не успели высказать свои разнообразные предположения вслух, как вдруг наступил момент истины. В мгновение ока люди стали единомышленниками.

                     

        А теперь усложним наш мысленный эксперимент.

        Предположим, любители рыбалки приехали в Россию из разных стран мира. Общаться друг с другом они могут только с помощью переводчика. Расположились иностранцы на берегу реки, закинули удочки, а далее все происходит, как в вышеописанном случае...

      Первая поклевка. И тот же молчаливый вопрос: кто попался на крючок?! И вновь ответ приходит, как только рыбка оказывается в поле зрения присутствующих. У туристов возникает веселое возбуждение. Француз, итальянец, немец, финн... показывая пальцем на рыбу, произносят какие-то незнакомые для россиянина слова. В данном случае мы и без помощи переводчика обойдемся, ибо знаем, каждый иноземец произнес слово "ЕРШ!", но только на своем родном языке. 

         Окажись Ерш говорящим, со знанием иностранных языков, то и в этом случае было бы непонятно: каким образом ему удалась быстро распознать, кто из рыбаков каким языком владеет. Почему люди, не имеющие возможности напрямую общаться друг с другом (только с помощью переводчика) вдруг, не сговариваясь, нашли правильный ответ на вопрос: кто на крючке? Каким образом неразумной, безмолвной рыбешке, одним своим появлением на поверхности воды удалось совершить такое чудо?        

        Чудо - это, когда людям кажется, что наблюдаемое явление происходит вопреки законам природы! В данном случае никаких нарушений законов, по которым живет природа, нет. Здесь мы имеем дело с естественным гносеологическим явлением. 

         Слово "ЕРШ" пришло на ум всем рыбакам по причине от людей не зависящей. Произошло это в силу объективной необходимости. 

         Пойманная рыбка, попав в поле зрения человека, в два приема  самостоятельно (!)  произвела свою идентификацию.

        Первым делом, трепещущее на крючке взъерошенное существо само создало в правом полушарии мозга (ППМ)человека свое чувственно-образное подобие. Затем, эта одухотворенная копия объекта, по уже существующему каналу ассоциативной связи, активизировала в левом полушарии мозга (ЛПМ) слово "ЕРШ". Получилось так, что объект самостоятельно нашел подходящее для себя слово. Это самоопознание  равносильно тому, что рыбка вдруг прошептала каждому рыбаку на его родном языке: "Я - ерш!".

        В тот момент, когда в голове русского, француза, немца, итальянца... объект творил свою чувственно-образную копию и производил словесную идентификацию, каждый человек вправе мог сказать: "Я мыслю!". Но... Мы должны учитывать: чувственный образ рыбки был создан не человеком, а природным объектом. И не человек нашел в архивах своей памяти слово "ерш". Объект проделал это самостоятельно.

      ЕРШ на крючке     образ ЕРША в ппм   ассоциативная связь слово ЕРШ в лпм

       

    Следовательно, рыбаки  мыслили одинаково только потому, что они сами не были творцами этой мысли.  Слово "ерш" появилось в голове каждого рыбака не по человеческой прихоти, а в силу объективной необходимости.

      

        3. В природе существует сила участвующая в сотворении наших мыслей.

        "Безмозглая матушка-природа" обладает возможностью разговаривать с нами на том же самом словесном языке, на котором люди общаются друг с другом.  Это похоже на чудо, только  "чудо" это естественного происхождения в чем легко убедиться, если провести простенький эксперимент...

        Возьмите ерша, которого только что выловили, отведите в сторону одного рыбака и попросите его дать словесный портрет рыбки. Затем проделайте эту же процедуру с другими участниками рыбалки, в том числе и с иностранцами. Выполняя это задание, каждый  человек будет использовать свой родной язык, свою лексику, а потому полного словесного совпадения в высказываниях не будет. Что касается сути высказывания, то мы не найдем здесь заметных противоречий. Мы обнаружим одинаковость высказываний в оценке  длинны рыбки, ее веса, в описании ее внешнего вида. Мол, ерш мелкий, 8-9 сантиметров (с головой и хвостом). Около 100 грамм потянет. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока желтоватые, брюхо беловатое.  Глаза очень большие, навыкате с синеватой радужиной. Жаберные крышки с острыми шипами и т.д.

         Участникам эксперимента будет казаться, что они сами нашли подходящие слова при создания словесного портрета ерша. На самом деле объект активизировал в мозгу человека ассоциативные связи, благодаря которым зрительные ощущения, возникшие в правом полушарии мозга, превратились в левом полушарии мозга в словесный портрет рыбки.

        Кто-то думает так:"Мы вправе игнорировать роль овеществленного мира  в сотворении разумной жизни, ибо природа не способна мыслить". Утверждать можно, что угодно, однако, гомо сапиенсы вынуждены  мыслить теми мыслями, которые навязывают людям  различные предметы и явления.

        Нас не удивляет, когда при слове "воробей" в нашем мозгу самопроизвольно возникает чувственно-образное представление этой птички. Почему же не может произойти обратное явление: разве живой воробей, на которого мы обратили внимание, не способен  активизировать в нашей памяти слово "воробей". Но ведь это и есть словесная самоидентификация окружающего нас мира. 

        Нужны еще примеры?

        Пожалуйста...

       Мы подошли к уличному перекрестку, бросаем беглый взгляд на светофор и в голове мгновенно возникает слово "желтый". Инициатива в активизации этого слова в нашей памяти принадлежит не нам, а бездушному, неживому предмету, - светофору. Мы останавливаемся в легком замешательстве: за желтым сигналом может последовать либо красный свет, либо зеленый. Еще мгновение и...  светофор решает эту проблемку, наш мозг откликается на переключение светофора словом "красный".  И точно так же, в силу объективной необходимости, мыслят все водители и пешеходы на этом перекрестке. Люди становятся единомышленниками, когда кто-то или что-то программирует процесс их мышления.

        Почти всю свою жизнь мы, гомо сапиенсы, мыслим мыслями не являясь их создателями. Чувственная информация, которую мы в изобилии получаем из окружающего нас мира, в любой момент способна превратиться в словесную мысль...

        Женщина возвращается с работы домой и уже с порога чувствует запах сигаретного дыма. В семье курящих нет. Семья - это она, да дочь-подросток. На вопрос мамы: "У нас кто-то был?", дочь отвечает: "Никого не было!". "И какие сигареты ты куришь?" - спрашивает мать.  Если бы девочка успела проветрить квартиру до прихода мамы, то запах сигаретного дыма не выдал бы ее секрета. Немых свидетелей надо вовремя убирать, ибо они принимают непосредственное участие в сотворении человеческих мыслей. 

      Запах - явление объективное, вроде бы, не имеющее отношения к таинству мышления. Но может ли жена проигнорировать тонкий аромат незнакомых духов, исходящий от одежды мужа? А если она обнаружит на любимом след чужой губной помады? В таких случаях все женщины мира, не сговариваясь, мыслят одинаково. Одинаковость мышления свидетельствует, что в мыслеобразовании есть своя закономерность познать которую можно, если мы признаем: в природе существует сила, способная сформировать в нашей голове здравые мысли. Это сила исходит от любого объекта (явления), а потому мы будем называть ее силой объективной необходимости.

           А вот еще один пример...

          Синоптик составляет синоптическую карту погоды в регионе, где он проживает. Погода изменчива. Для ее описания синоптику необходим профессиональный словарь в таком объеме, чтобы его хватило на все случаи жизни.

            А теперь вопрос: кто подыскивает нужные слова, в момент составления отчета о состоянии погоды? Природа или человек?

            Если сказать, что безмозглая, глупая природа помогает синоптику составить грамотную сводку погоды, значит, "наделить природу свойством разумной личности, а это есть идеализм и религия...".

           Ну, тогда давайте представим, что синоптик более суток находится глубоко под землей. Он берет бланк синоптической карты и пытается его заполнить. В этот момент синоптику не поможет красный диплом о высшем образовании. Он не будет знать, как ему распорядиться терминами, которые он с таким трудом усваивал, будучи студентом. Для выполнения служебных обязанностей, человеку  необходимо свидание с матушкой-природой. Она, безмозглая, сможет ему помочь. Человек поднимается на поверхность и начинает внимательно обозревать мир, который его окружает. Он аккуратно записывает показания метеоприборов. А чьи это показания?  Правое полушарие мозга человека получает информацию из внешнего мира в чувственном виде, а левое полушарие мозга откликается на эту информацию словами:"Преобладание облачности, высока вероятность дождя, ветер умеренный, юго-западного направления, с порывами до... Температура воздуха... Влажность... Атмосферное давление...".

        Прелюбопытная ситуация получается: человек много лет учился только для того, чтобы матушка-природа в определенный момент воспользовалась его профессиональным словарем для словесного описания самой себя, своего состояния.

        Так, кто же на самом деле подыскивает слова,  при составлении отчета о состоянии погоды: человек или природа?

        Конечно, без человека, без его словарного багажа здесь не обошлось (не зря же он столько  лет учился в ВУЗе), но и роль "безмозглой природы" нельзя принижать. Роль природы в сотворении мыслей синоптика становится более очевидной, если представить, что прогнозы погоды делаются в подземелье. Когда мысли рождаются в человеческой голове не в силу объективной необходимости, то от таких мыслей жди беды. Крестьянин, руководствуясь ложной информацией в бюллетене погоды, загубит урожай. Рыбаки, не ведая о приближающимся шторме выйдут на своих утлых баркасах в море и, возможно, там сгинут. Много проблем возникнет у авиаторов и автомобилистов, которые вовремя не узнают об опасных явлениях природы.

        Когда-то сила объективной необходимости вынудила людей создать службу погоды.  Толчком к этому послужила буря, случившаяся  14 февраля 1854 года, во время которой в Балаклавской бухте погибло много кораблей англо-французского флота, действовавшего на Черном море в период Крымской войны (1853-56г).

            Нам только кажется, что мы распоряжается собой и своим временем.

           В замечательной книге "Время в нас и время вне нас"  автор, Н.И. Моисеева, утверждает: "Земледельческое дело теряет смысл, если погрешность народного календаря, превышает один-единственный день. Каждый раз в один-единственный день, в течение нескольких часов по утру, крестьянин принимал решение, какие культуры он будет сеять и каким образом. И горе ему и его семье, если он ошибетсяДень упустишь - годом не наверстаешь!".

            Что произойдет, если в день, предназначенный для сева, человек запил горькую, или решил заняться рыбалкой? Мол, работа - не волк, в лес не убежит!

            Бог лишает разума тех, кого он хочет наказать!

            Что значит лишить разума?

            Как только крестьянин перестает мыслить так, как того требует сила объективной необходимости он утрачивает разум. Возмездие обязательно настигнет строптивца, возможно, через несколько месяцев, или даже через год! Страдать придется не только тому, кто совершил оплошность, но и всей семье? Голод не щадит даже детей. Сила, творящая жизнь разумную, напомнит крестьянину, что он неправильно распорядился собой и своим временем и, по причине этой своей глупости, утратил право на благополучную жизнь?

            Люди пришли к вере в Бога, наделили его свойствами,  которые проявляет  сама матушка-природа, когда она пытается воздействовать на мышление и поступки человека. Природный фактор указывает земледельцу когда, где и что ему сеять. Судьбы людей  очень даже зависят от этого природного фактора.

   

        4. Кто программирует работу человеческого мозга: люди или природа?       

      Разработкой всевозможных программ для компьютера занимаются профессионалы-программисты. В данном случае люди, а не боги "горшки обжигают".

        Человеческий мозг - это своего рода компьютер.

        Тот, кто разрабатывает программки для работы мозга, тот и программист! Тот и творец разумной жизни!

        Кто же в состоянии выполнить такую работу?

       Вроде бы ответ напрашивается сам-собой:  каждый человек и есть творец своих мыслей и поступков! Иначе мы превратились бы в роботов! Конечно, есть еще и общество. Сила общественного мнения оказывает программирующее воздействие на наши мысли и на наше поведение. Что касается роли природы в программировании работы нашего мозга, то вряд ли (так думают многие) она, "безмозглая" способна конкурировать в таком деле с людьми.

        А на самом деле, только благодаря объективному, т.е.природному фактору здравая мысль может родиться.

        Рассмотрим какую-либо нашу целесообразную деятельность, с точки зрения ее программного обеспечения. Возьмем простейший случай...

        Человек садиться за руль своей машины, он уверен, что будет управлять автомобилем по своему хотению и велению.

        А что, если предложить этому человеку  вести машину, зажмурив глаза. Решиться на такой эксперимент способен только тот, кому жить надоело.

        Зажмурив глаза, водитель лишает себя программного обеспечения необходимого ему для безопасного движения. В таком состоянии человек даже из гаража не сможем выехать. Как только водитель открывает глаза, сила объективной необходимости тут же начинает манипулировать движением его рук и ног. И манипулирует очень разумно!

        Известие о том, когда можно надавить на педаль газа или, когда необходимо экстренно воспользоваться педалью тормоза, приходит к человеку из внешнего мира. И повороты руля программирует сила объективной необходимости. Стоит только человеку пренебречь объективной дорожной информацией, - это равносильно утрате здравомыслия.  Если в России существует проблема с аварийностью на дорогах, то решение этой проблемы надо искать не в размере штрафных санкций за нарушение дорожных правил, а в менталитете россиян. Россияне от рождения до самой смерти чувствуют, что их каждый шаг запрограммирован работодателем, чиновником, политиком, государственным деятелем... А то, что существует сила объективной необходимости, так - это выдумка философов. Эту силу никто не видел, ей нельзя дать взятку... Эта сила берет взятку человеческими жизнями! У россиян потому и сложились неправильные отношения с силой объективной необходимости, что сила бандитского, чиновничьего, политического беспредела  бегает за каждым гражданином и днем, и ночью; думать в такой ситуации о роли природного фактора в сотворении здравомыслия просто некогда.   

        И хотя, разумно править машиной без помощи природы мы не в состоянии, тем не менее, никто из водителей себя роботом не считает. У нас есть всегда возможность риска. Сила, принуждающая крестьянина в определенный день приступить к севу, и та, что вынуждает водителя резко нажать на тормоза, - это одна и та же сила. И в первом, и во втором случае к разумным действиям человека подталкивает объективная необходимость, а субъективная - в состоянии подтолкнуть нас к противоположным, неразумным действиям. Порой, водителю приходиться принимать судьбоносное решение: находиться ли ему во власти объективных дорожных обстоятельств, или послать эти обстоятельства куда-либо подальше... Степень риска определяется соотношением объективного и субъективного факторов в мышлении. Тот, кто предпочитает рисковать, долго на этом свете не задержится.  И не имеет значения, кто сидел за рулем, простой смертный или великий государственный деятель. Сила объективной необходимости не терпит оппонентов, она их уничтожает. Она способна уморить голодом семью крестьянина и погубить в автокатастрофе водителя...  А это значит, что происходит исторический отбор людей по мыслям нашим. Благодаря такому отбору, число аномально мыслящих людей, живущих на нашей планете, должно сокращаться. Но бывает и обратное явление: в аномальном обществе вымирают здравомыслящие граждане (те, которые живут по законам сотворения разумной жизни), а политизированные дураки, возомнившие, что им демократия дает право решать человеческие проблемы одним поднятием руки, благополучно плодятся и размножаются.    

        Мозг потому и является мыслящей материей, что в этот орган человеческого тела внедряется внешний мир и вполне самостоятельно, без нашей помощи, творит там свое чувственно-образное подобие. Так  объективный фактор становится нашей одухотворенной информацией. По каналам ассоциативной связи чувственно-образные представления не только программируют работу наших мышц, но и, при необходимости, находят в левом полушарии мозга соответствующие слова, для описания происходящего. Мысли, программирующие какую-то определенную нашу целесообразную деятельность, мы называем  ЗНАНИЕМ.

      

Так,  кто же программирует работу человеческого мозга: люди или природа? 

Будет справедливо, если мы признаем: разумная жизнь находится под программирующим воздействием двух факторов, человеческого и природного. Такова дуалистическая природа человека! Когда субъективный фактор оказывается в противоречии с объективным, то у нас возникают серьезнейшие проблемы с выживанием. Нам приходится переосмысливать свои мысли до тех пор, пока это противоречие не исчезнет и тогда наступает момент истины и жизнь наша нормализуется. Мы должны мыслить так, как того требует сила объективной необходимости. А эта сила исходит от любого природного объекта и явления.    

    

        Сила объективной необходимости вездесуща, т.е. она обладает тем же самым атрибутивным признаком, которым люди наделяют Бога. В силу объективной необходимости происходит саморазвитие Вселенной, и эта же сила стала причиной зарождения и саморазвития разумной  жизни. Здравая мысль возникает внутри нас, а потому мы всю заслугу в мыслеобразовании приписываем только себе и не замечаем, что мы всего лишь соавторы собственного здравомыслия. Сила объективной необходимости принудила людей устанавливать дорожные знаки, светофоры на уличных перекрестках, наносить линии дорожной разметки, придумать правила уличного движения. Информация, исходящая от "глупых" природных объектов и явлений, подталкивает людей к великим научным открытиям и изобретениям. И нет ничего удивительного в том, что судьбоносные для нашей земной цивилизации научные открытия и изобретения порой происходят одновременно и, что делают их люди незнакомые друг с другом. Сила объективной необходимости очень наглядно демонстрирует себя в то время, когда человек проводит опыты, эксперименты с каким-либо объектом. Испытуемый объект имеет возможность загрузить правое полушарие мозга человека информацией (в чувственно-образно виде), а левое полушарие мозга может инстинктивно откликнуться (а может и не откликнуться) на эту информацию словом.

              

        5. В каком случае человек не способен мыслить объективно?

         Когда у человека нет в памяти тех самых слов, которые необходимы объекту для самоидентификации.

        Вернемся к нашим любителям рыбной ловли...

       Предположим: там, на берегу, был ребенок. Если спросить малыша, как называется рыбка, которую его папа только что поймал? Вопрос останется без ответа. Ребенок видит рыбку, он ее ощущает. Ощущения необходимы для мыслеобразования, но только на одних ощущениях разумная жизнь существовать не может. При виде живой рыбки, левое полушарие мозга маленького человечка не откликается словом "ерш", ибо это слово ему не знакомо. Не только ребенок, но и  взрослый не всегда способен высказать словами, что он созерцает. 

         В книге Льва Успенского "Слово о словах" есть подходящий  для наших размышлений пример.

        "Горожанин приехал на дачу. Перед избой, где он поселился, - лужайка. Спросите его, что растет на ней, он скажет:"трава". И будет прав.

        Спросив о том же у хозяина дома, колхозника, вы получите другой ответ: "На горушке - клеверишко есть, тимофеевки немного... А к речке - всякая дурь: белоус, осока... Ну, копны две сена станет".

        Хозяин тоже будет прав. По-своему.

        Но стоит к дачнику приехать в гости другу-ботанику, он поднимет приятеля на смех. "Как - трава? Что значит - "трава"? Да тут на каждом квадратном полуметре - целый ботанический сад! Вот, верно, клевер; притом - красный. А вот - белый клевер. Вот, пожалуйста, три вида лютиковых. Да, тимофеевка, но и ежа есть, и лисохвост есть... Тут, где посырее, тень, - звездчатка, она же - мокрица. И - манжетка... И мята. А около куста - валерьяна...".

        У первого на всю луговину нашлось одно слово; второй сумел назвать своих зеленых друзей и врагов. А третий, специалист,  засыпал нас словами-названиями...".

       Удивительное дело: чтобы мы начали понимать мир нас окружающий, этот мир должен заговорить с нами на том же языке, на котором люди разговаривают друг с другом. Чем беднее у нас словарный багаж, тем меньше здравых мыслей возникнет в нашей голове под воздействием акта словесной самоидентификации объектов. Тем примитивнее будет наше мышление. Однако, в мыслеобразовании не все зависит только от количества слов, которым владеет человек. Здесь чрезвычайно важную роль играют ассоциативные связи в отношениях правого полушария мозга (где возникают и хранятся  чувственные образы объектов) и левого полушария мозга (которое оперирует словами).

        Каким будет мышление человека, если ассоциативная связь еще не сформировалась? 

       Предположим: кто-то когда-то рассказал ребенку сказку, в которой ерш многократно упоминался. Слово "ерш" сохранилось в памяти малыша, однако, рыбку эту он никогда не видел. И вот теперь, при виде живого ерша и при наличии в  памяти ребенка слова "ерш", ребенок не может сказать, что за рыбку он держит в своей руке. В мозгу малыша созерцаемый объект и слово "ерш" друг с другом никак не связаны. А без ассоциативной связи чувственного образа со своим идентифицирующим словом, разумная жизнь существовать не может.

       Тот, кто интересуется историей науки и ее достижениями, возможно имел удовольствие прочесть книгу болгарина Валерия Чолакова "Ученые и открытия". В этой книге есть интересные фрагменты, имеющие непосредственное отношение к нашей теме разговора. Привожу один из таких фрагментов в кратком своем изложении, но почти дословно...

      "Развитие нейрохирургии привело к интересному открытию, пролившему свет на работу обоих полушарий головного мозга. В 60-е годы в целях борьбы с эпилепсией стали перерезать мозолистое тело - пучок нервных волокон, связывающих полушария мозга. После таких операций больные на первый взгляд не отличались от здоровых людей. Профессор психологии Калифорнийского технологического института Роджер Сперри  предположил, что  эта операция далеко не безобидна и он предпринял обширную серию экспериментов. Сперри показал, что после рассечения мозолистого тела мозга процессы в каждом полушарии протекают независимо. Он доказал, что каждое полушарие мозга выполняет свои собственные функции: левое ответственно за речь, письмо и счет, правое - за восприятие пространственных взаимосвязей и интуитивное распознавание окружающих предметов. Поскольку нервные пути пересекаются, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой. Поэтому, если оперированный человек касается левой рукой какого либо предмета, то он его не может назвать. Необходимо, чтобы на помощь пришла правая рука - тогда информация от осязания преобразуется в левом полушарии в словесное описание. У пациентов с "расщепленным мозгом" в буквальном смысле левая рука не ведает, что делает правая".

               

        6. Какова роль слова в мыслеобразовании?

            Кому-то кажется, что человеческая сущность состоит в даре речи, в нашей способности владеть словом.  Но, далеко не каждое слово, которое мы слышим, нам понятно. Например, слово "БЕРШ". Представили, что это такое? Нет?!

            Вот и получается: слово "берш" есть, а для кого-то смысла в нем нет, ибо мы не можем представить, что это такое. Жизнь разумная не может существовать благодаря только словам. Все попытки педагогов сразу научить слепоглухого человека мыслить словами оказывались безуспешными. Когда правое полушарие мозга слепоглухого не откликается на слово созданием чувственного образа, то слово оказывается бессмысленным. Эта же проблема знакома людям зрячим: на слово "берш" наше правое полушарие мозга не откликнулось. Но у нас есть возможность с помощью Леонида Сабанеева создать словесный портрет этого загадочного объекта. У Леонида Павловича в его книге "Рыбы России" находим: "Берш - это чисто русская рыба, встречающаяся только в реках Черного и Каспийского морей.  Берш представляет значительное сходство с судаком, но вместе с тем несколько приближается к окуню, так  что прежде даже считался за помесь этих двух рыб".

          Если теперь какой-нибудь рыбак скажет, что на его удочку берш попался, то мы без особого труда представим рыбу похожую и на судака, и на окуня. Это и будет означать, что мы поняли говорящего. Превращение слова "берш" в картинку (в чувственный образ) произошло скрытно от посторонних глаз и это таинство кому-то кажется волшебством, чудом из чудес...

        Лев Успенский в своей книге "Слово о словах"  по этому поводу писал: как-то Максим Горький взялся обучить грамоте одного своего старшего приятеля, которого звали Изот.  Изот жадно допытывался у своего учителя: "Объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их - слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто самые мысли напечатаны, - как это?".

        "Что я мог ответить ему?" - с виноватым огорчением пишет Горький. И если бы вы сами попробовали поразмыслить  над Изотовым вопросом, вы убедились бы, что ответ на него дать вовсе не легко".

       Если бы Максим Горький знал, что на появление в правом полушарии мозга "картинки"  (в чувственно-образном виде) левое полушарие мозга способно инстинктивно откликнуться словами.

                                      МИРООЩУЩЕНИЕСЛОВО   

И, что возможен обратный переход: слова способны превращаться в чувственные образы (в картинки).

                               МИРООЩУЩЕНИЕ СЛОВО  

        Превращения слова в образ, или образа в слово, мы называем понятийным мышлением.

        Многие люди совершают ошибку отождествляя "слово" и "понятие".   

        Понятия возникают... 

        1. При наличии в правом полушарии мозга чувственных образов, творцом которых является окружающий нас мир.

        2. При наличии в левом полушарии слов, поставщиком которых является общество.

        3. При наличии ассоциативной связи образа со словом и...  слова с образом. В этой взаимосвязи отражен жизненный опыт многих поколений.

       

         Таинство существования разумной жизни заключено не в чувственном образе и не в слове, а в понятии (в триединстве):

                                      ОБРАЗ     АССОЦИАЦИЯ    СЛОВО 

        Попробуйте выбросить хотя бы один элемент (из которых состоит понятие) и разумная жизнь существовать уже не сможет.

       Слово выполняет функцию, аналогичную той, что и у телефонного номера. Набирая номер телефона, мы выходим на связь с нужным нам абонентом. Стоит нам набрать другой номер и мы выйдем на связь с другим человеком.  Слово - это хранящийся в левом полушарии мозга человека код, который используется нами для активизации в правом полушарии мозга неких чувственно-образных представлений. Например, слово "кот"  ассоциируется у нас с представлениями известного всем землянам домашнего животного. А слово "ток", состоящее из этих же самых букв (что и слово "кот") заставляет правое полушарие мозга откликнуться иными чувственно-образными представлениями, - в виде потока электронов в проводнике.  Еще одна перестановка букв - "тко", и у нас получилось слово без смысла, т.е. на это слово наше правое полушарие мозга не откликается чувственно-образным представлением. Нечто подобное случается и при наборе телефонного номера, когда мы в спешке нажимаем не на ту цифру и  узнаем, что абонента по данному коду не существует. 

         СЛОВОвсего лишь один из трех элементов (входящих в понятие), необходимых для мыслеобразования. Жизнь разумная не может существовать без слов, но и не сможет существовать благодаря только словам. Без чувственных образов слова лишаются своего смысла. Кому нужны такие слова? Да, и не слова это будут, а просто звуки.

        ППМ ? - ? - ? - ? - ?СЛОВО не имеет смысла, когда ППМ на него не откликается образом 

        Чтобы слово обрело свою информационную суть, ему (слову) необходим "чувственный образ", а кто эти образы создает? "Безмозглая и глупая" матушка-природа?! Образ - чрезвычайно важный элемент мыслеобразования. Однако, и на одних ощущениях разумная жизнь существовать не может, ибо это будет жизнь не человека, а животного. 

        

        7. Какова роль ассоциативных связей в мышлении?

        Ассоциативная связь - важнейший элемент мыслеобразования.

        Слово ассоциативно прилепляется к своему объекту двумя силами: силой объективной необходимости и силой общественного мнения. Если кто-то, глядя на ерша, сказал бы, что это налим, то его осмеяли бы другие рыбаки. Общественное мнение всегда стоит на страже сохранения  исторически вызревающих понятий. Общество не позволяет отдельным лицам разрушать ассоциативные связи в отношениях правого (где образ объекта) и левого (где слово) полушарий мозга. На этой связи жизнь общества держится.

        Благодаря ассоциативной связи реализуется механизм памяти.

       Глядя на человека, наше ППМ узнает в нем своего одноклассника, а ЛПМ  не можем вспомнить его имя. Мы точно знаем: среди многих человеческих имен имя этого человека имеется в нашем ЛПМ, но только почему-то ППМ должно было, но не смогло его активизировать. Словно кто-то перерезал линию связи, по которой происходит словесная идентификация объекта. В таких случаях говорят "память отшибло". Случайная встреча с одноклассником устраняет пробел в памяти. Ассоциативная связь в мышлении восстанавливается не требуя от нас каких-либо интеллектуальных усилий.        

        Хотелось бы обратить внимание на одну особенность ассоциативных связей: они беспрерывно возникают и разрушаются. Аналогичное явление известно медицине. Медики знают: скелет человека  обновляется где-то в течение одного года, благодаря тому, что в нашем организме в одно и то же время происходит разрушение  костной ткани и воссоздание новой. Этот двуединый процесс позволяет скелету ребенка превращается в скелет взрослого человека. Как только одно из этих противоречивых явлений начинает доминировать, у человека возникают проблемы со скелетом. Нечто подобное происходит и в нашем мозгу.  Там беспрерывно, в силу объективной необходимости и под напором общественного мнения, возникают новые  и разрушаются старые ассоциативные связи, благодаря чему сознание взрослеющего ребенка трансформируется. У взрослого человека, по причине утраты  каких-то ассоциативных связей , может произойти деградация личности.

         Ассоциативное мышление развивается в силу объективной необходимости.

        Тому, кто осваивает клавиатуру компьютера, приходиться прикладывать немало усилий, тратить немало времени на поиск нужного знака нанесенного на клавишу. Упорный труд вознаграждается.  Со временем ассоциативные связи в мышлении крепнут настолько, что человек уже в состоянии печатать текст, даже не глядя на клавиатуру. Набор текста переходит в режим автоматической, инстинктивной деятельности. Такой режим не требует от нас умственного напряжения и специального контроля за поведением пальцев рук. Стоит только нам приобрести клавиатуру с иным раскладом знаков, у нас тут же возникнут проблемы.  Потребуется затратить немало времени, сил, нервов пока старые ассоциативные связи отомрут, а новые возникнут. Если только с одной заменой клавиатуры на нас сваливается столько неприятностей, то каково было россиянам, при переходе общества от капиталистического образа жизни к социалистическому и обратно?!

        Повторение - мать учения!

        Ассоциативное мышление, приобретенное упорным трудом, позволяет нам реагировать на жизненную ситуацию мгновенно, не задумываясь. Однако, жизненная ситуация может в любой момент преподнести какую-либо неожиданность, требуя перестройки ассоциативных связей в сознании. К нашему мышлению жизнь предъявляет два противоречивых требования: ассоциативные связи должны быть устойчивыми, надежными,  прочными и, в то же самое время, от устаревших, от ложных ассоциаций мы должны легко избавляться. Только так мы в состоянии сохранять здравомыслие.

       

        Ассоциативные связи могут быть ложными.

        Человек находит в лесу гриб и не может понять: съедобный он, или ядовитый. Левое полушарие мозга человека ни единым словом не реагирует на находку. Словесная самоидентификация гриба не происходит. Такое возможно в двух случаях: когда в лексиконе грибника отсутствует нужное слово, либо оно имеется, а ассоциативной связи с ним почему-то нет. Человек пытается припомнить все названия грибов, съедобных и несъедобных, какие только ему известны. В этом перечне может мелькнуть и название найденного гриба, но... Если на упомянутое слово правое полушарие мозга не откликнулось чувственно-образным представлением, то у такого слова нет смысла. Оно и не привлекло к себе внимание грибника.

     Человек размышляет: "Гриб похож на разновидность сыроежки. Для солянки сгодиться".

    Человек даже не заметил, что создал в мышлении ложную ассоциативную связь и  породил иллюзию здравомыслия: "этот неизвестный гриб - съедобная сыроежка". Того, кто скушал бледную поганку, погубило аномальное мышление. И тех, кто пытался создать тысячелетний Рейх, кто стремился реализовать идеи коммунизма, - все оказались жертвами ложных ассоциативных связей в мышлении.  Правильные ассоциации возникают только при участии объектов в мыслеобразовании. Но мы знаем: объективный фактор в мышлении всегда игнорируется в пользу политическому, идеологическому фактору. Чем больше будет землян, которые думают, что "природа глупая и безмозглая", тем больше глупостей совершат люди на нашей планете. Если выживать человеку (обществу) становится все труднее и труднее, то это значит, что устаревшие, ложные ассоциативные связи в мышлении доминируют.  Устойчивые ассоциативные связи в мышлении - это и есть наш менталитет, наш жизненный опыт, наше неповторимое "Я".

 

            Ассоциативные связи в мышлении формируются под сильнейшим воздействием биологических и социальных потребностей человека. Если мы хотим расшифровать мышление серийного убийцы, сексуального маньяка, религиозного фанатика, террориста... нам придется обратить самое серьезное внимание на особый характер ассоциативных связей в их сознании.  Когда эти связи оказывается в противоречии с природной формулой творения разумной жизни, то человек становится злодеем.

 

       

    8. Объект всегда прав!

        И вновь вернемся к нашим российским рыбакам, внимание которых привлекла еще одна поклевка.

        Все вдруг заговорили возмущенно:"Ерш! Назойливая, блин, рыбешка! Ничего другого мы здесь не поймаем!".

       Люди проявили единомыслие, но это уже единомыслие иного рода: оно возникло не в силу объективной необходимости (не под воздействием реального объекта), а проявилось, как стихийно сформировавшееся общественное мнение.

        Когда в верхнем слое прозрачной воды замелькала рыбка: темно-зеленая спина, красный хвостовой плавник, поперечные темные полоски... рыбаки в один голос воскликнули, - ОКУНЬ! 

        Но ведь общественное мнение предсказывало появление еще одного ЕРША! Сила общественного мнения бессильна перед силой объективной необходимости, ибо объект всегда прав! Мне пишут:"...вы наделили природу свойством разумной личности, а это есть идеализм и религия...".  Не я наделял природу свойствами разумной личности, а сама природа дает нам возможность стать разумными личностями. Без участия природы в мыслительном процессе жизнь разумная не способна ни к самозарождению,  ни к саморазвитию. И без человека, без общества разумная жизнь не способна существовать, ибо  нужен материальный носитель, чтобы было чему вызревать в утробе Вселенной.

        Когда человек сидит с удочкой на берегу реки один, он может наслаждаться рыбалкой на эмоциональном, на подсознательном уровне мировосприятия. Слова ему не нужны! Потребность в словах резко возрастает, окажись рядом другой человек, которого можно приобщить к своему мироощущению. Люди не замечают, что большая часть информации, которой они обмениваются с помощью слов, - это мысли возникшие в силу объективной необходимости, спровоцированные обстоятельствами. Неожиданно прозвучавший  поблизости выстрел из ружья заставит рыбаков сменить тему разговора: "Браконьер по уткам палит! Сезон охоты на дичь пока еще официально не открыт!". 

        Не было бы выстрела, такие слова как: "браконьер", "утки", "охота", "дичь"...  оказались бы невостребованными в этот день, лежали бы они безмолвно, где-то в архиве человеческой памяти.

        Окружающий нас мир в любой момент может изменить не только ход наших мыслей, но и наши планы. Рыбаки замечают быстрое приближение грозового облака, резкое усиление ветра. Кто-то предлагает: "Мужики! Пора удочки сматывать! Стихия надвигается, с ней не поспоришь...".  Мысль здравая, своевременная. Эту мысль матушка-природа навязывала всем участникам рыбалки, а кто-то один эту мысль озвучил.

        Что же, у нас собственных мыслей нет?!

        Почему же нет?!

 

         9. Внутри каждого человека уживаются два мыслителя...

            Один из них живет внутри нас, как извечный наш Оппонент. В данном случае использование прописной буквы в слове "Оппонент" не означает, что речь идет о Боге. Эта маленькая хитрость в написании слова "Оппонент" необходима, чтобы не было путаницы... Чтобы всякий раз не тратить много времени и слов на объяснение, когда нашим оппонентом является какой-либо человеке, а когда - сила объективной необходимости, которая в процессе мыслеобразования оказывается нашим Оппонентом. Голос силы объективной необходимости звучит внутри нас в самые ответственные моменты нашей жизни, когда мы говорим неправду, или в чем-то  заблуждаемся.

            Поясню сказанное примером.

            На суде свидетель дает показания и клянется, что будет говорить правду, одну только правду и ничего кроме правды.

            Смысл этой клятвы можно истолковать так: человек обещает озвучить только те мысли, которые возникают в его голове в силу объективной необходимости. Дата, время, место свершения преступления, количество участников преступления, их возраст, пол, внешний вид и т.д. и т.п.

        Однако, у свидетеля всегда есть повод и возможность создать видимость правды.

        Лжесвидетель вынашивает в своей голове две взаимоисключающие мысли-версии случившегося. Одна версия возникла спонтанно, под воздействием  объективного мыслеобразования, а другая - под воздействием волеизъявления субъекта.

        Какую из двух версий свидетель все же решиться озвучить на суде?

        У него есть право выбора, а выбор - это искушение! Чему отдать предпочтение: истине или лжи?

        Свидетель готов согрешить против истины, чтобы спасти своих родных от бандитского отмщения. Когда выбор сделан и искушение преодолено, наступает  угрызение совести. Одна мысль "грызет" другую! Две противоречивые мысли (в одной - правда, а в другой - ложь) не могут ужиться в одной голове. Одна мысль сотворена силой объективной необходимости. Она не подвластна человеку, а потому и становится нашим внутренним Оппонентом. Угрызению совести  сопутствует ощущение греха и страха, предчувствие расплаты... 

        При разоблачении лжесвидетельства, человек может оказаться на скамье подсудимых. Но есть другое, более страшное наказание для всего рода людского: когда ложь рядится под правду, разумная жизнь становится неразумной. Выживать в обществе, где  лжесвидетелей большинство, могут только политики, чиновники и бандиты. Угрызения совести у этой категории граждан исчезают, ибо для них аномальное мышление становится нормой жизни. Метастазы лжи проникают во все поры человеческих отношений, становятся злокачественной опухолью в общественном сознании.

        Как бороться с этой страшной болезнью, поражающую мозг и душу человеческую?!

        И тут без помощи "безмозглой матушки-природы" нам не обойтись!

        Чтобы разоблачить преступника и лжесвидетеля, следователь должен собрать как можно больше вещественных доказательств.

        Собранные вещдоки только на первый взгляд кажутся немыми, а на самом деле бездушные предметы имеют свойство активизировать в человеческой голове те самые слова, с помощью которых воссоздается истинная картина преступления. Известно, что суды доверяют вещественным доказательствам  больше, чем участникам преступления, или случайным свидетелям.

        А почему бы преступнику не послать все предъявленные на суде улики куда подальше? Мол, пусть следователь, прокурор, судья, присяжные заседатели пришли к консенсусу, а я плевать хотел на все предъявленные здесь улики.

        Может ли преступник воспользоваться такой возможностью?

       Тогда ему пришлось бы изложить свою версию случившегося и войти в противоречие, но не с участниками судебного заседания, а с силой, творящей жизнь разумную. Преступник, пытающийся разрушить объективные ассоциативные связи в мышлении, выглядел бы идиотом. Становясь на путь симуляции умопомешательства, человек вынужден будет демонстрировать свой идиотизм не только в ходе слушания его дела в суде, но и в повседневной жизни. Демонстрировать дурь свою ему надо не только словами, а конкретными поступками, что не каждому по силам. Преступнику легче признать свою вину, чем спасаться от наказания имитацией сумасшествия.  Даже отъявленные преступники вынуждены считаться с силой объективной необходимости, которая превращает всех участников судебного заседания в единомышленников. Справедливость торжествует, когда сила закона используется людьми так, как того требует сила, творящая жизнь разумную.

 

       10. Каким способом существует наше "Я"?

        Чтобы ответить на этот вопрос нам придется разобраться во всех тонкостях мыслеобразования. Понять  нюансы функционирования сознания нам поможет вопрос: можно ли научиться передавать другим людям свои мысли без посредства слов?

        Писатель Лев Успенский в своей великолепной книге "Слово о словах" упоминает: именно такая мечта была у Афанасия Фета.  Вот как эту мечту великого русского поэта Л.Успенский комментирует: "Получается так: где-то в голове человека живут его мысли. Пока он думает, никакие слова не нужны: думать можно и без слов, не говоря ничего. Беда только в том, то люди не способны без помощи слов обмениваться этими мыслями. Чтобы передать их другому, приходиться мысли как бы "упаковывать" в слова. При этом хрупкие, нежные мысли портятся, искажаются, пропадают их яркие краски...". 

        Фет считал: мысль по своему эмоциональному содержанию гораздо выразительней ее словесного отображения. Поэт восклицал:

        "О, если б без слова сказаться душой было можно!".

         

         Напомню еще раз, что есть наша душа...

         Внешний мир ("неразумный и глупый"), используя сенсорные органы человека, беспрепятственно проникает в наш мозг, где и творит самостоятельно    чувственно-образное свое подобие. С первым криком новорожденного природа буквально «вдувает» себя в тело младенца, наполняя его «дыханием жизни».  Природа, естественным путем поселившаяся в теле человека, становится одухотворенной природой, т.е. она стала нашей «душою живою». Без этого  проникновения окружающего мира в человеческую оболочку никогда не возникло бы наше  мироощущение.

        Конечно же наше одухотворенное мироощущение гораздо выразительней его словесного (кодового) отображения.

        

        А теперь давайте кое-что уточним...

        Обратите внимание на слова Льва Успенского:  "Пока он (человек) ДУМАЕТ, никакие слова не нужны..."

       БЕЗ СЛОВ человек НЕ ДУМАЕТ. Он эмоционально переживает свои ОЩУЩЕНИЯ, человек живет своим МИРООЩУЩЕНИЕМ.

       Нельзя ставить знак равенства думать = ощущать, ибо тогда нам пришлось бы признать, что и животные, ощущая мир  уже думают, уже мыслят. Успенский говорит: "... где-то в голове человека живут его МЫСЛИ "...  те, что без слов. Без слов - это наше одухотворенное мироощущение не нами сотворенное, это наше подсознание.

       Конечно, можно было бы и не обращать внимание на такие тонкости мыслеобразования, но ведь у нас есть цель - это создание компьютера, обладающего сознанием. Мы, творцы Сверхразума, должны представлять, где и в какой момент наши ощущения перестают быть просто ощущениями и становятся полноценными мыслями.

        Когда природа «вдувает» в наше тело самою себя и становится нашей «душою живою», то в этот момент в наш мозг «вдувается» поток объективной информации о реальном мире. Природа создает внутри нас, и для нас, чувственно-образные представления о самой себе. С этого чувственного восприятия бытия  начинается путь познания и таинство творения разумной жизни по природному сценарию. Мы получаем из внешнего мира информацию в виде подарка. Теперь эту информацию наш организм начинает использовать: возникают ответные мышечные реакции на инстинктивном уровне. Все, что происходит в подсознании  не является полноценной мыслью, - это всего лишь необходимая часть процесса мыслеобразования. Мы начинаем думу думать, когда у нас появляется возможность влиять на информацию находящегося в подсознании.

        В нашем мозгу происходят одновременно два процесса мыслеобразования: один процесс идет слева направо (от ППМ к ЛПМ), а другой наоборот (от ЛПМ к ППМ). Эти процессы мыслеобразования не равнозначны.

           (1)   ОБЪЕКТ (ОБРАЗассоциация СЛОВО)  ОБЩЕСТВО                             

            Доминирует объект. Происходит словесная самоидентификация объекта (явления). У нас появляются мысли создателями которых мы не являемся. В этих представлениях присутствуют те же причинно-следственные связи, которыми охвачен окружающий нас внешний мир. Это акт осознания бытия, который не всегда происходит. Ведь не на каждое ощущение наш мозг откликается словом.

           (2)  ОБЪЕКТ (ОБРАЗ ассоциация СЛОВО) ОБЩЕСТВО 

            Доминирует в мыслеобразовании человек и общество. С помощью слов люди создают в своем ППМ мир виртуальный. В этом мире могут быть особые, природой не предусмотренные причинно-следственные связи. Это акт мыслеобразования уже зависит от человеческого фатора.

           

           В случае, когда мысль, созданная  нами (2), полностью совпадает с другой мыслью (1), творцом которой мы не являемся, то... у нас и проблем нет. В практической деятельности мы руководствуемся всего лишь одной мыслью, имеющейся в нашем распоряжении, ибо  (1) = (2). Альтернативы нет. В этом случае человек думает  (2) об объекте то же самое, что объект сам о себе говорит (1).

        Проблемы возникают, когда разные по своему происхождению мысли противоречат друг другу (2)   (1). У человека появляется свобода выбора, свобода волеизъявления, появляется искушение.... В практической деятельности человек больше доверия оказывает собственной мысли (2), но не всегда это доверие оправдывается.         

         Какой же мыслью надо руководствоваться нам в делах своих?

        Чтобы ответить на этот вопрос мы вынуждены думать: искать, находить, устранять информационные противоречия в отношениях двух мыслей, (1) и (2). Правое полушарие мозга находится во власти матушки-природы, а левое полушарие мозга находится под нашим личным контролем и общества. Стало быть, думая, мы пытаемся разрешить информационные противоречия в отношениях общества с природой. Когда противоречия в мыслях устранены, наступает момент истины, а это значит, что и левое полушарие мозга вынужденно функционировать по тем же самым законам, что и правое. Вместо двух мыслей оказывается одна - это и есть истина В какую бы сторону ни происходил процесс мыслеобразования (справа налево, или наоборот) результат получается однозначный, непротиворечивый. Только с познанием истины человек и общество имеют возможность благополучно вызревать в чреве Вселенной. В противном случае жизнь разумная перестает быть разумной и утрачивает право на дальнейшее существование. Прежде чем неразумный человек или общество сгинут, им предстоит на собственной шкуре испытать ужасные последствия своего аномального мышления. Наша способность выживать, наша судьба зависит от наших отношений с матушкой-природой. Если эти отношения ненормальны, то аномальными становятся и наше мышление, и отношения людей друг с другом.

 

      Но вернемся к мечте Афанасия Фета. Его мечта хороша для нас тем, что размышляя над ней, мы сможем лучше понять таинство мыслеобразования. Сможем лучше понять самих себя, свою сущность.

        И в чем же заключена сущность нашего "Я"? Каким способом наше "Я" существует?

        Вновь нам потребуется мысленный эксперимент.

        Давайте представим двух персон, одна из которых - Афанасий Фет, а другая... Предположим, - это Вы сами, дорогой мой читатель.

        Допустим, Вы и Афанасий Фет живете в одно и то же время, в одном и том же городе. Вы дружите, много времени проводите вместе. А в данную минуту сидите у камина, наслаждаясь его теплом. Жар углей, язычки пламени завораживают вас... Это и есть та самая ситуация о которой мечтал Фет: "О, если бы без слова сказаться душой было можно!". Вид сгорающих поленьев создает одинаковость мироощущения у двух людей, сидящих у камина. Неожиданно Афанасий произносит...

Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
  Так плещет на багряном маке
 Крылом лазурный мотылек.

        Фет озвучил свое подсознание (мироощущение), а вам оставалось только удивляться тому, как точно поэт угадал состояние и вашей души.  Слова Афанасия Фета - это всего лишь код на который ваше правое полушарие мозга откликнулось чувственно-образными переживаниями.

        Почему при равных стартовых условиях для мыслеобразования (объективных условиях) Фет произнес то, что и вы могли бы произнести (словарного запаса и у вас хватило бы), но...  этого не случилось?

       Во всем мире не найдется двух персон у которых были бы совершенно одинаковые ассоциативные связи в отношениях двух полушарий головного мозга. Эти ассоциативные связи и есть наш жизненный опыт, наш менталитет, наше собственное, неповторимое, одухотворенное и интеллектуальное "Я".   И, слава Богу, что мы все по-разному мыслим, что мы не роботы!  

       А теперь можно вернуться к комментарию Льва Успенского, чтобы внести в них маленькие поправки...

"Получается так: где-то в голове человека живут его... чувственно образные представления. Пока он... переживает свое мироощущение, никакие слова не нужны: ... ощущать мир можно и без слов, не говоря ничего. Беда только в том, то люди не способны без помощи слов обмениваться этими... чувственно-образными переживаниями. Чтобы передать их другому, приходиться...  свое состояние души  подвергнуть словесному кодированию. При этом хрупкие, нежные... виды бытия портятся, искажаются, пропадают их яркие краски...". 

       

       В наших ощущениях мир предстает таким, как он есть. Люди ощущают мир одинаково, ибо Мир един для всех. У нас общий источник объективной информации. Объективная информация не осознается (Она ощущается!!!), а когда осознается (переводится на язык слов), то вопрос об объективности информации сразу же становится спорным только потому, что мы не в состоянии мыслить ассоциативно совершенно одинаково.

      Чувственный образ объекта насыщен огромным объемом информации. Заранее невозможно предугадать на чем, на какой особенности объекта сосредоточат свое внимание два человека, разглядывающие объект. У каждого наблюдателя ассоциативное мыслеобразование происходит в контексте своей жизненной ситуации. 

        Мы, гомо сапиенсы, мыслим по-разному, и в этом есть не только свои плюсы, но и минусы. Разномыслящие люди обречены выяснять свои отношения друг с другом. Порой, такие разборки доходят до кровопролития. А единомыслие гарантирует нам мирное сосуществование. Стало быть, чтобы избежать гражданской конфронтации необходимо наличие у всех людей одинаковых ассоциативных связей в мышлении, что достигается познанием истины. А с другой стороны, чтобы происходил процесс познания, необходимы противоречия в мыслеобразовании. Чтобы разумная жизнь прогрессировала в своем развитии, требуется разнообразные ассоциативные связи. Мы вновь сталкиваемся здесь с проявлением дуалистической природы человека (общества). А все потому, что  мышление и поступки наши находятся под программирующим воздействием двух факторов, природного и человеческого.

       У камина

Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурный мотылек.

Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.

А.Фет

Почему-то хочется по-своему переиначить две последние строчки этого стихотворения...

И лгут слова, что им не нужно

Всего, чего душе глубоко жаль

       

 

                                                    37                       39   Продолжение следует.

 

 

                                                                                     Содержание первой главы.

                                                                                     Содержание второй главы.

                                                                                     Содержание третьей главы.

 

     

Hosted by uCoz